Подразделения
18 Апреля, 2024

Студенты МГПУ изучили образовательную архитектуру Китая

Международная деятельность
Магистратура

Студенты магистерских программ МГПУ «Проектирование городских образовательных инфраструктур» и «Проектирование и дизайн образовательной среды» изучили современную образовательную архитектуру Китая. С 7 по 12 апреля 2024 года для них состоялась стажировка в городе Шэньчжэнь. Организацию стажировки на себя взяла Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, а также руководитель магистратуры «Проектирование городских образовательных инфраструктур» и давний партнер лаборатории — компания ED Architecture.

Город был выбран не случайно: сегодня Шэньчжэнь — это футуристический мегаполис с современной архитектурой, один из дизайн-лидеров страны. В нем сконцентрировано большое количество впечатляющей образовательной архитектуры от детских садов и школ до культурных центров и библиотек, что дает толчок для развития образования в регионе.

За время стажировки студенты МГПУ посетили несколько образовательных организаций:

  • Shenzhen Foreign Languages GBA — международная школа, занимающая лидирующие позиции по разработке интегрированной модели управления и учебных программ.
  • Хinsha Primary School. Архитекторы начальной школы Синьша сосредоточились на размерах пространств, подходящих для детей, на цвете и текстуре используемых материалов. Большое внимание в проекте уделено детским площадкам.
  • Whittle School & Studios. Whittle Schools — международная сеть школ с кампусами в Китае и США. Это школа полного цикла, где обучаются дети с 2 до 18 лет. Архитекторы усиливают ощущение открытости и прозрачности структур здания с помощью стекла — этот материал используется как в отделке фасада, так и для внутренних пространств школы.
  • QSI school. Обновленные кампусы международной школы QSI соответствуют последним международным стандартам в области проектирования образовательной среды.
  • Shenzhen No.2 Kindergarten (Kindergarten of Museum Forest). Пространство между образовательными блоками обеспечивает плавное движение по всему кампусу. Новое и старое здания окружает большой овальный двор для проведения различных мероприятий.
  • Changyuan School. Государственная начальная школа находится на относительно небольшом треугольном участке, что повлияло на форму здания. Школа максимально использует ограниченные земельные ресурсы с помощью цокольных этажей и крыши.
  • Longyuan School. Кампус школы Лунъюань вдохновлен сочетанием коридоров и переулков в традиционной китайской архитектуре. Проект основан на принципе открытости и гибкости. Архитекторы создали уникальную зеленую долину среди плотной городской застройки.
Культурная программа стажировки предусматривала посещение Городской библиотеки Шэньчжэня, Центра женщин и детей — общественной площадке, где дети от 0 до 12 лет и их родители могут провести время после школы, а также Музея Шэньчженя — музейного комплекса, посвященного истории и культуре Китая.

Вот что рассказали о стажировке сами студенты:

Надежда Андрейко (2 курс): «Эта поездка открыла дверь в другой мир, который изначально был таинственным и устрашающим, а на деле оказался многогранным и очень близким по ритму. <…> Все встречи были продуманы до мелочей и дали возможность посмотреть на жизнь учащихся изнутри. <…> Особенно меня привлекло, что в китайских учреждениях происходит интеграция рекреационных и пришкольных участков в учебный процесс, развитие творческого потенциала, формированию экологичности и наличие повсеместно выставочных пространств для работ учащихся. <…> Данная стажировка — прекрасная возможность внедрить лучшие практики в нашей стране. Благодарю всех организаторов!». 

Екатерина Позднякова (1 курс): «Поездка в город Шэньчжэнь стала для меня первой образовательной стажировкой. Это как неизвестность, интерес и желание посмотреть "А как там?". И вот я увидела... Увидела те самый международные, американские школы из фильмов, милых детей-китайцев и усердный труд. <...> Школьников учат принимать себя такими, какие они есть, учат выражать эмоции, проявлять эмпатию, не разделять людей по национальному признаку. Учат учиться. Взрослые понимают, что школьная программа тяжелая, поэтому важное место занимает сон. Дети спят прямо в школах. <...> Где-то нас принимали очень просто, где-то устраивали целый концерт, но этого хватило, что понять для себя главное. Страна развивается за счет усердия, желания заработать и постоянно учиться».

Кристина Граль (1 курс): «Я не была ранее в Китае — это первый опыт, но образовательный туризм я давно встроила в свою профессиональную траекторию.  

Какие моменты хотелось бы обозначить в первую очередь: 

  • понравился выбор города Шэньчжень, действительно нестандартный взгляд на новый Китай;
  • программа была интенсивной и интересной со всех внешних ракурсов;
  • забираю с собой много мелких интересны инсайтов. Например, лично для меня было полезным увидеть, как в Китае реализуется Реджио-педагогика, я знакома с ее реализацией в России, и вижу, что мы тоже не отстаем. Однако для меня инсайт — это свободная комната для развития воображения;

<…> Елена Владимировна, спасибо большое лично вам за эту возможность. Я очень рада и благодарю вас от всего сердца, что, несмотря на мой тяжелый вход в новую для меня научную историю, вы терпеливо и органично помогаете встроиться и найти свое место в новой для меня роли».

Александра Козловская (1 курс): «Очень понравилась программа, разнообразие вариантов учебных заведений. Пространства поражают и в варианте новых построек, и в варианте реконструированных зданий. Простота решений, максимально задействованное пространство, предоставленные детям возможности для игры в простые бытовые предметы, создание условий для энергосберегающей уборки помещений и приведения в порядок, действующая мобильная охрана (не зависимо от необходимости она выполняет свои функции), наглядная демонстрация необходимости и осуществимости экологичного подхода к использованию ресурсов».

Фото: Елена Иванова (МГПУ), Анастасия Медведева (МГПУ), Надежда Андрейко (МГПУ) 


поделиться

Похожие новости