Подразделения
03 Июня, 2021

Итоги семинара: какова роль взрослого в игре ребенка?

Образование
Дошкольное образование

18 мая 2021 года прошел второй международный семинар МГПУ по проблемам развития детской игры «Проблемы исследования и развития игры». Участие в мероприятии приняли исследователи из Нидерландов, Швеции и России.

Элли Сингер (Нидерланды) выступила с докладом, посвященным игре и обучению, проблематизировала роль взрослого и предложила участникам обсудить видео-кейсы и кейсы-иллюстрации игры по следующим вопросам:

  • С какими трудностями сталкивается взрослый, пытаясь понять детскую игру?
  • Чему дети учатся в совместной игре и какова в ней роль взрослого?
  • Какова роль «серьезных» видов деятельности и детского участия в них?

Элли Сингер подчеркнула, что в работе с маленькими детьми взрослые часто неверно интерпретируют воображаемый мир детской игры и подменяют детские смыслы своими. Именно по этой причине, желая обогатить детскую игру, взрослые часто разрушают ее. Затем Элли Сингер спросила участников, насколько часто это встречается в их практике и какие пути решения этой проблемы они видят?

Участники семинара отметили, что такая подмена действительно очень часто происходит. Екатерина Трифонова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, подчеркнула, что в игре видимое поле общее, а смысловое — у каждого свое. Поэтому взрослый должен быть в контексте игры ребенка, а не вторгаться в игру со стороны, именно это позволит ему уловить детский смысл. Взрослому важно замечать увлеченность детей и мягко расширять представления ребенка, не настаивая и не навязывая какого-либо содержания. Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, добавила, что избежать такой подмены поможет наблюдение и фокус на эмоциях играющего ребенка. По мнению Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, важно также задуматься о развитии самих взрослых: помочь им децентрироваться, увидеть ситуацию с точки зрения самого ребенка. Соня Шеридан (Швеция) подчеркнула: взрослому важно рефлексировать то, что он видит, и не воспринимать игру как что-то само собой разумеющееся и полностью понятное ему. Обсуждая предложенные кейсы, Ирина Рябкова, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, отметила, что, согласно концепции Л. С. Выготского, источник игры — в нереализуемом желании, и предложила фокусироваться на том, какое именно желание ребенка воплощается в его игре.

Обсуждая совместную игру детей, участники семинара говорили о важности осмысления результатов исследований Д. Б. Эльконина и Ж. Пиаже с учетом изменившегося социального контекста: современные дети проводят большую часть дня в одновозрастных группах детских садов под руководством взрослых и часто не имеют опыта разновозрастного общения. Дориан Де Хаан (Нидерланды) поделилась наблюдениями об играх детей разного возраста в семьях и подчеркнула важность такого опыта игры. Она также отметила существование различий в условиях для игры у детей из больших городов и сел. В городах дети сильно перегружены, у них очень мало времени, чтобы играть. Участники дискуссии отметили, что важно видеть проявления описанных в исследованиях особенностей игры и взаимодействия детей в современном контексте.

Завершая семинар, Элли Сингер подчеркнула, что взрослые должны осознавать, что они могут неверно истолковать образы воображения ребенка и мотивы его игры. В отношениях ребенок–ребенок создаются особые возможности для обучения, которое отличается от обучения в отношениях педагог–ребенок. При этом дети любят наблюдать и участвовать в деятельностях, инициированных взрослыми. Но в рамках деятельности, инициированной взрослыми, у детей должно быть время и место для спонтанной игры.

поделиться

Похожие новости