Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования
Дайджест
Делимся свежей информацией
|
Выпуск 1, 2021
Выпуск 2, 2021
Выпуск 3, 2021
Выпуск 1, 2022
Выпуск 1, 2022 года
Читателя мартовского выпуска дайджеста (1, 2022) ждут материалы, посвященные актуальным вопросам оценки и развития качества дошкольного образования; условиям для развития и поддержки диалектического мышления дошкольника; особенностями профессиональной рефлексии будущих педагогов. Экспертно-аналитические статьи, актуальные исследования и практические кейсы познакомят с инструментами проектирования педагогической деятельности с фокусом на развитие личностного потенциала обучающихся; результатами апробации моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте новых форматов повышения квалификации. Читатель также узнает о простых, но эффективных приемах для изменения образовательного пространства школ и детских садов; трендах активности пользователей Московской электронной школы и многом другом
Разновозрастные группы в детском саду: возможности и риски для развития дошкольников
Анна Якшина
Разновозрастные группы в детских садах в России являются скорее исключением, чем частым явлением. В сообществе практиков и исследователей существует достаточно противоречивое отношение к разновозрастным группам детского сада: от признания их ценности для развития дошкольников до опасений, связанных с тем, как характер взаимодействия педагогов с детьми разного возраста влияет на взаимоотношение между детьми. Между тем продуктивно обсуждать целесообразность организации разновозрастных групп невозможно без анализа существующих научных исследований на тему того, как опыт посещения подобных групп и взаимодействия с детьми другого возраста влияет на развитие дошкольников. 15 соответствующих исследований, проведенных учеными из четырех стран мира, и оказались в центре внимания автора данной статьи.

Условия для поддержки диалектического мышления и понимания эмоций в детском саду

Анастасия Белолуцкая, Татьяна Ле-ван, Сергей Зададаев, Ольга Шиян, Игорь Шиян

То, как организован образовательный процесс в детском саду, во многом определяет успешность человека во взрослой жизни. Именно в дошкольном детстве начинают формироваться важные компоненты когнитивной сферы: способности понимать мир в динамике, придумывать, изобретать. При благоприятных условиях в этом возрасте начинает формироваться и особый, диалектический, тип мышления, который позволяет обнаруживать в окружающем мире качественные изменения и разрешать парадоксальные ситуации. Не менее важным является и эмоциональное развитие ребенка – умение распознавать и называть чувства, осознавать влияние внешних факторов на внутреннее состояние и т. д.
Важнейшее значение для творческого развития личности имеет образовательная среда детского сада. Поэтому крайне важно разрабатывать и использовать инструменты ее экспертной оценки. Такой инструментарий разработан сотруд­никами лаборатории развития ребенка МГПУ – это шкалы «Поддержка диалектического мышления» и «Поддержка понимания детьми эмоций». Подробнее о результатах апробации этих двух инструментов читайте в статье.
Современный детский сад. Каким он должен быть

Ольга Шиян (составитель)

Это пособие подготовлено специалистами, которые являются не только экспертами в области оценки качества дошкольного образования, но и педагогами, имеющими опыт работы с детьми дошкольного возраста, а значит, хорошо понимающими проблемы работников дошкольных образовательных организаций. Вот почему второе издание данного пособия (первое вышло в 2019 году) было таким ожидаемым среди специалистов по работе с детьми дошкольного возраста.
Пособие не только подробно и доступно раскрывает содержание действующих ФГОС ДО, но и дает ответы на вопросы, волнующие практикующих педагогов, к примеру, как организовать пространство в группе таким образом, чтобы дети могли максимально продуктивно взаимодействовать; как построить диалог с ребенком, чтобы он стимулировал детское мышление? Сформулированные в пособии рекомендации помогут сделать труд воспитателя творческим и осмысленным, а жизнь ребенка в детском саду интересной, развивающей и приносящей радость.
К построению модели формирования читательской грамотности в ходе преподавания учебных предметов в основной школе
Ольга Соколова, Владимир Львовский, Оксана Знаменская, Елена Долгодворова
Как строятся системообразующие связи и отношения учебно-предметных и метапредметных задач, текстов, ситуаций и целей чтения в контексте учебной деятельности? Как через них сформировать читательскую грамотность — универсальную метапредметную способность ученика? Поискам ответов на эти вопросы и посвящено предлагаемое исследование.
Особое внимание его авторы уделяют вкладу каждого учебного предмета в формирование читательской грамотности. Они утверждают, что формирование читательских умений в разных предметных областях подчиняется ряду общих принципов, но существенно зависит от содержания предметной дисциплины и типа поставленных в ее рамках учебных задач. Предполагается, что само предметное обучение может и должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивать следующий шаг развития метапредметных умений. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Тренер-технолог – новая педагогическая позиция. Сборник материалов IV съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик
Владимир Львовский (составитель)
Серия разработана для методической под­держки тренера-технолога деятельностных образователь­ных практик. Введение этой позиции в разных форматах общего образования вызвано необходимостью перехода на деятельностные образовательные стандарты в отсутствии реальных механизмов такого перехода на уровне образова­тельной организации.
В сборник вошли статьи участников 4-го съезда тренеров–технологов деятельностных образовательных практик. Представлены как материалы исследовательского, экспертно-аналитиче­ского и программного характера, так и разра­ботки технологических средств различной направленности, описания деятельностных образовательных практик в школе.
Тематика и дизайн заданий по написанию эссе: рекомендации для разработчиков
Ксения Киктева, Олеся Сененко
В контексте школьного образования эссе как вид письменной работы имеет довольно жесткую форму и требует «дисциплинарного» подхода к отбору содержания. При его написании школьники должны продемонстрировать свои знания по предмету, а также четко выразить собственную точку зрения на заданную тему, подкрепив ее примерами и аргументами, соблюсти этические нормы. В то же время в независимых творческих конкурсах для подростков подобные работы оцениваются по более гибким критериям: здесь учитывается оригинальность подхода, способность видеть и анализировать разные точки зрения, выразительность речи и т. д. Аналогичные требования нередко предъявляются и к эссе, которые создаются обучающимися при поступлении в вузы, в частности, в МГПУ. Однако опыт проведения экзамена показал, что сложившиеся подходы к критериям оценки эссе нуждаются в корректировке. Авторы статьи проанализировали экзаменационные работы абитуриентов МГПУ и сформулировали перечень рекомендаций для разработчиков заданий по написанию эссе.
Сопоставительный анализ объемов домашних заданий, цифровой активности и результатов обучения учащихся на основе образовательных данных МЭШ
Светлана Вачкова, Елена Петряева, Мария Федоровская
Московская электронная школа является одним из самых больших репозиториев учебных материалов в мире. На сегодняшний день в МЭШ представлено более 2 млн образовательных материалов, из которых свыше 55 тыс. находятся в открытом доступе. В период пандемии COVID-19 Московская электронная школа трансформировалась из электронной системы для учителей в электронную систему для учащихся. Данные показывают, что на период весны 2021 года с библиотекой МЭШ взаимодействовали около 776 тыс., а с электронным дневником – более 1,3 млн школьников. Такая высокая активность дает экспертам возможность отследить цифровой след ученика: посещаемость и просмотры образовательного контента в библиотеке, оценку образовательного контента, данные о домашних заданиях, отметки, которые ученик получает в учебной деятельности.
Эти данные позволили экспертам провести сопоставительный анализ объемов домашних заданий, цифровой активности и результатов обучения школьников. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Новый педагогический класс — новый формат взаимодействия вуза и школы

Татьяна Конобеева (составитель)

На протяжении последних лет во всем мире осуществляется активный поиск нового содержания, методов работы в образовании. В системе московского образования с 2011 года начали появляться проекты предпрофессионального образования, ориентированные на профессиональное определение старшеклассников. Одним из таких проектов стал «Новый педагогический класс в московской школе». 
Новые педагогические классы ставят своей целью создание условий для формирования у обучающихся педагогических компетенций, необходимых для профессий типа «человек – человек». Достижение поставленной цели потребовало нового формата взаимодействия школ и высших учебных заведений. 
Сборник содержит теоретическое и методическое обоснование модели подготовки обучающихся к освоению будущей профессии в социальной сфере деятельности на основе опыта взаимодействия МГПУ и школ – участников проекта.
Апробация моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте новых форматов повышения квалификации
Андрей Иоффе, Валерия Маркова, Елена Иванова, Ирина Виноградова, Елизавета Маякова
Статья посвящена описанию апробации моделей обучающихся сообществ педагогов в контексте программы повышения квалификации «Организация и наставническое сопровождение деятельности обучающихся сообществ педагогов», ориентированной на коллективы образовательных организаций, которые заинтересованы в решении актуальных проблем посредством деятельности обучающихся сообществ педагогов.
Основная цель программы — создание условий для организации и функционирования обучающихся сообществ педагогов в каждой школе, которая участвует в апробации. В статье описаны теоретические и практическая модели обучающихся сообществ педагогов, которые легли в основу разработки содержания программы. Представлены этапы ее реализации. О методах и результатах исследования читайте в статье.
Анализ механизмов формирования действующих деструктивных команд участников совместной деятельности в сетевых образовательных сообществах
Сергей Федоров, Роман Парфенов, Василий Буров
В статье изучены проблемы выявления команд деструктивной активности при проведении проектов совместной деятельности в разных сетевых образовательных сообществах. Обоснована потребность в выявлении именно командной деструктивной активности как наименее явной в проектах совместной деятельности, которая направлена на достижение целей, отличных от целей проектов. На основе наиболее результативных проектов совместной деятельности и ключевых типов стратегий командного деструктивного поведения авторами предложены модели выявления механизмов появления действующих деструктивных команд на основе анализа цифрового следа на площадках сетевых образовательных сообществ.
Результатом работы стало выведение объективных критериев оценки выявления деструктивных команд участников совместной деятельности, а также граничные значения каждой стратегии, которые позволяют оценить действий участников.
Профессиональная подготовка и профессиональное развитие специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Татьяна Рожнова, Ирина Поташова, Людмила Бычкова

Сегодня к педагогическим работникам – учителям, тьюторам, педагогам-психологам, дефектологам, социальным педагогам – предъявляются требования, связанные с готовностью к эффективной работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. К числу таких обучающихся относятся как дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонением в развитии или с девиантным поведением, так и одаренные дети и просто сироты или оставшиеся без попечения родителей. Поскольку данные группы неоднородны по своему составу и образовательные возможности обучающихся различны, нельзя выработать единый подход к обучению и социализации таких детей. Таким образом, возникает необходимость концептуального переосмысления профессиональной деятельности педагогических работников, которые должны не только сформировать у обучающихся необходимые компетенции для успешного преодоления трудных жизненных ситуаций, но и сами избежать профессионального выгорания.
Анализу проблемы профессиональной подготовки и профессионального развития специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, и посвящена данная статья.
Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий
Максим Буланов, Анастасия Россинская, Екатерина Асонова
Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно изучаются такими науками, как урбанистика, экономика, социология. Однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности, в область образовательной урбанистики. Таким образом, возникает необходимость рассмотреть эти понятия с точки зрения их образовательного потенциала и определить их место в современном образовании.
Для решения этой задачи авторы статьи провели обзор ряда источников и сформулировали подходы к определению ключевых терминов образовательной урбанистики. В частности, они установили, что городской объект начинает работать на личностное развитие человека, когда горожанин выявляет его образовательный потенциал. Для этого должна возникнуть форма деятельности, позволяющая воспринимать объект как место образовательной практики. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Соучаствующее проектирование устойчивого городского будущего: как вовлечь молодых взрослых?
Ирина Виноградова, Елена Иванова, Екатерина Барсукова
Исследования известных зарубежных урбанистов свидетельствуют о том, что городские изменения оказываются действительно нужными и полезными для горожан при условии, что они сами принимают активное участие в разработке проектов этих изменений. При этом значительную часть городских жителей составляют дети, чей голос не всегда может быть услышан и учтен. Мировая практика урбанистических кейсов доказала важность соучастия детей и молодых взрослых (от 14 лет до 21 года) в повестке городских проектов — проектировании дворовых и городских площадок, парков, поликлиник и больниц, школьных территорий. Проекты соучастия помогают детям и молодым взрослым включаться в городской контекст изменений, брать ответственность за свои решения. В этой связи авторы статьи задаются вопросом: как вовлечь молодых взрослых в соучаствующее проектирование городского будущего? Ответ на него они дают через описание подобных собственных практик.
Фестиваль как способ привлечения образовательных организаций к проблематике образовательной инфраструктуры
Елена Иванова, Елизавета Маякова
Организация и проведение Городского фестиваля инфраструктурных решений является хорошим способом привлечь школьные команды к проблематике изменений образовательной инфраструктуры. Фестиваль позволяет демонстрировать образовательный и социальный потенциал новых пространств образовательных организаций. Кроме того, он помогает выявлять лучшие примеры эффективного использования учебных и рекреационных пространств образовательных организаций Москвы. 
В статье описаны разнообразные проекты редизайна образовательной среды, которые были представлены на Фестивале в 2021 году и которые его участники, а также читатели могут использовать при определении стратегий развития инфраструктуры собственных образовательных учреждений.
Реновация школьной инфраструктуры
Елена Иванова, Ирина Виноградова, Екатерина Барсукова, Анна Тер-Григорян
Сегодня образовательная среда требует изменений в соответствии с современными требованиями как к программам обучения, так и к потребностям детско-взрослых сообществ, которые включают в себя обучающихся разных возрастных групп, их родителей и педагогических работников образовательных организаций. Сама школьная жизнь становится столь разнообразной во времени и пространстве, что в значительной степени изменяет отношение к функциональному назначению прежде обычных школьных стен и коридоров, классных комнат и рекреаций, столовых и спортзалов, мест игр детей и общения взрослых.
В России стартовала программа по созданию школьной среды нового качества. Помимо строительства новых объектов образования, предполагается реновация устаревшего фонда типовых зданий образовательных организаций. Именно поэтому тема разработки комплексных типовых решений реновации школьной инфраструктуры на основе экспертного оценивания и механизмов соучаствующего проектирования является такой актуальной и востребованной среди образовательных организаций. Об основных трендах инфраструктурных изменений школьного пространства, запросах образовательных организаций на планирование и проектирование школьной инфраструктуры, а также об инструментах оценивания и исследования среды читайте в материалах номера.
Деятельностный подход в образовании: Монография. Книга 4
Владимир Львовский (составитель)
В основу коллективной монографии легли материалы университетского семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании», который проходил в период с сентября 2020 г. по май 2021 г.
Книга посвящена обсуждению традиций и инноваций научной школы В. В. Давыдова, ключевым вопросам формирования учебной деятельности школьников (переходу от обучения к учению, постановке учебных задач, действию моделирования), проблеме житейских и научных понятий, исследованию и становлению педагогического действия в деятельностной педагогике, взаимосвязи понятий «учение», «обучение», «образование», «компетентность», а также новым проектам Федерального государственного образовательного стандарта.
Материалы монографии адресованы широкому кругу читателей: психологам, философам, педагогам и руководителям в сфере образования.

«Звезда пленительного счастья». Локальная история – фактор самоопределения и возможность персональной свободы (Часть 1)
Александр Попов
Сегодня меняется место истории в образовательном процессе, ее конкретное содержание и формы освоения. Одно из магистральных направлений вхождения взрослеющего человека в историю как в систему координат для проектирования собственной жизни — это изучение истории собственной семьи. Семейная история представляет собой ту «цепочку преемственности», которая создает, с одной стороны, опору для самоопределения, а с другой — вызов относительно самоопределения: доволен ли я тем, как жили мои предки и что они делали, соотношу ли я свои интересы и возможности с теми структурами деятельности, в которые мои предки были включены.
В статье автор рассказывает о роли и значении исторического знания и специально организованной работы с ним при формировании у молодых людей собственной идентичности.
Акустическая среда общеобразовательных учебных заведений г. Москвы
Сергей Шибанов, Екатерина Барсукова, Вероника Жукова, Александр Фадеев
Сегодня большинство московских школьников учатся в типовых зданиях, построенных по строительным стандартам середины ХХ века, которые не предусматривали проектных решений с точки зрения архитектурной акустики. В таких условиях обеспечение акустического комфорта в пространствах учебных заведений — сложная, но актуальная задача для инженеров и дизайнеров, проводящих текущий ремонт. Авторами статьи был проведен ряд натурных измерений времени реверберации для определения акустических параметров в учебных и музыкальных классах, рекреациях, холлах, спортивных и актовых залах в типовых общеобразовательных школах Москвы. О результатах данного исследования читайте в статье.
Уроки пандемии для семьи и школы вызовы и перспективы сетевого образования
Светлана Вачкова, Иван Климов, Елена Петряева, Валентина Салахова, Игорь Вачков
Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по всем сферам человеческой жизни. Помимо множества социально-экономических и политических проблем, она спровоцировала и самый крупномасштабный за всю историю человечества сбой в системе образования, который сказался также на субъектах образовательной деятельности.
Переход на дистанционную форму обучения как единственно возможную в условиях пандемии выявил недостатки образовательных моделей каждой страны и актуализировал проблему социального и цифрового неравенства населения во всем мире.
В статье представлено описание исследования мнений участников образовательных отношений (на примере ряда московских школ) о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при осуществлении образовательного процесса в период пандемии COVID-19 весной 2020 года.
Выпуск 3, 2021 года
Читателя декабрьского выпуска дайджеста ждут материалы, посвященные изучению взаимосвязи между структурными и процессуальными компонентами качества в дошкольном образовании, исследованию психодидактических параметров образовательной среды в типовых зданиях школ, оценке степени осведомленности родителей о постуральном здоровье детей, изучению вузовских практик формативного оценивания в российских и зарубежных вузах, развитию педагогического образования и профессиональной деятельности в аспекте компетенций новой грамотности и принципов устойчивого развития городов и многому другому
Развитие компетенций дошкольного педагога как способ повышения качества дошкольного образования
Игорь Шиян, Ольга Шиян, Анна Якшина,
Татьяна Ле-ван
Глава «Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality», ставшая частью книги «International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century», посвящена проблемам и задачам развития профессиональных компетенций педагога дошкольного образования
в России.
Авторы сформулировали новые принципы повышения квалификации педагогов дошкольного образования, основанные на понятии рефлексивного педагогического действия. Они рассматривают рефлексию как самостоятельное исследование педагога, в котором он должен сопоставить собственные цели и действия с реакциями ребенка, проанализировать возникшие противоречия и соотнести их с собственным опытом. Подробнее
о результатах исследования читайте в материале.
Качество дошкольного образования
в России: тенденции и отношения
Татьяна Ле-ван , Игорь Шиян, Ольга Шиян, Сергей Зададаев
Как связаны между собой структурные и процессуальные компоненты качества в дошкольном образовании? Качество структуры — это условия, которые создаются для детей и учителей на разных уровнях. На уровне системы образования страны
эти условия определяются национальными нормативными актами, на институциональном
уровне — системой управления и администрирования программ, на уровне дошкольной группы — ее наполняемостью, соотношением детей и взрослых, площадью помещения, и, наконец, на уровне персонал — квалификацией, опытом работы. Качество же процесса — это качество взаимодействия взрослых
и детей, доступность различных материалов и оборудования для детей, условия для детской игры
и экспериментирования, развития творческих способностей, детской инициативности.
В центре исследования оказалась взаимосвязь между двумя этими факторами: качеством структуры и качеством процесса. Авторы материала выяснили, какие показатели качества структуры и в какой степени связаны с качеством образовательного процесса.
Критерии эффективности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Светлана Летуновская, Ирина Поташова
Сегодня детские сады в России посещают более 500 тысяч воспитанников с особыми образовательными потребностями. Система дошкольного образования для таких детей – важная ступень в развитии и образовании, фундамент, на основе которого складывается их характер, формируются бытовые навыки, раскрываются способности.
С вступлением в силу закона «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ) обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ стало возможным не только в отдельных группах или организациях, но и совместно с другими обучающимися. Так, в дошкольных учреждениях наряду с группами компенсирующего вида возникли группы комбинированные – инклюзивные. Их появление заметно изменило работу детских садов. В этой связи эксперты озадачились вопросом о необходимости выделить критерии, по которым будет оцениваться качество предоставления специальных условий дошкольникам с ОВЗ. Подробнее о системе критериев, помогающей определить, степень соответствия инклюзивных практик нормативной базе РФ, читайте в статье.
Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования. Результаты Всероссийского исследования качества дошкольного образования 2016-2017 гг.
Игорь Шиян, Татьяна Ле-ван, Ольга Шиян, Сергей Зададаев
Дошкольное образование в России является одним
из важных социальных институтов, призванных помочь семьям обеспечить наилучшие возможности для развития ребенка, сформировать фундамент его социальной и академической успешности. Чтобы определить, в какой степени детский сад обеспечивает качественное образование дошкольников, необходим мониторинг соответствия предоставляемых им образовательных услуг ФГОС ДО.
В статье представлено исследование качества образовательной среды российских детских садов по следующим процессуальным параметрам: характер взаимодействия взрослых с детьми, качество задаваемых детям вопросов, временная и физическая доступность имеющегося оборудования и материалов в течение дня и пр. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Концепция преемственности дошкольного и начального общего образования в эпоху перемен
Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван, Владимир Львовский, София Копасовская, Анна Якшина, Сергей Зададаев
Сегодня школьное и дошкольное образование находятся в процессе трансформации, что связано
с обновлением их содержания и форматов. Авторы материала исследуют преемственность между ступенями образования и обсуждают взаимосвязь между новообразованиями дошкольного возраста и академической успешностью детей в начальной школе. Основываясь на анализе отечественных и зарубежных источников, а также на проведенном эмпирическом исследовании, авторы разработали механизмы, которые призваны помочь сделать переход от детского сада к начальной школе оптимальным для детского развития.
Авторы подчеркивают, что «важно увидеть в дошкольном образовании зародыши и предпосылки следующего этапа образования, а в начальном общем образовании — необходимость успешного проживания дошкольного детства». Это позволит выстроить открытый и содержательный диалог между педагогическими коллективами дошкольных групп
и начальной школы.
Школа в цифровую эпоху: как большие данные помогают преобразовать учебную программу
Светлана Вачкова, Елена Петряева, Роман Куприянов, Руслан Сулейманов
Переход к цифровому обществу предполагает развитие новых методов и инструментов для обработки больших данных. Новые технологии оказывают существенное влияние на сферу образования. Авторами статьи представлены результаты применения больших данных для анализа и трансформации учебных материалов, используемых московскими школами. Так, анализ содержания школьной программы включал в себя следующее пункты: определение сценариев уроков по одной теме, анализ междисциплинарных связей между предметами, проверку соответствия цифрового контента сценариев уроков ФГОС. Авторы подробно рассматривают вопрос применения алгоритмов интеллектуального анализа данных для анализа учебной программы с целью улучшения ее качества. Подробнее читайте в статье.
Осанка школьника: взгляд родителей
Ирина Рябова, Татьяна Соболевская, Наталья Нежкина, Наталия Мирская
По данным учреждений здравоохранения, именно нарушения осанки занимают первое место среди проблем со здоровьем у школьников. Авторы статьи озадачились вопросом: что родители знают о правильной осанке и как они участвуют в сохранении здоровья осанки своих детей? В рамках исследования был проведен опрос среди родителей об их осведомленности о факторах риска, о постуральном здоровье и поведении детей в отношении здоровья. Результаты опроса показали, что большинство родителей имеют верное представление о признаках правильной осанки, правилах ходьбы и сидения, а также понимают важность правильно подобранной одежды и обуви и школьного рюкзака. Однако ответы на вопросы о здоровьеориентированном поведении детей свидетельствуют о том, что дети недостаточно времени проводят на свежем воздухе вне школы и игнорируют внеурочные занятия физкультурой и утреннюю зарядку. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Исследование психодидактических параметров образовательной среды в типовых зданиях московских школ
Ирина Виноградова
Теоретически учиться можно где угодно: талантливые и известные люди были выпускниками и очень скромных в архитектурном смысле школ. Но не лучше ли дать шанс обучающимся учиться в современных, хорошо оборудованных зданиях? Грамотная организация пространства порой позволяет максимально раскрыть потенциал учеников. При этом исследование образовательной среды предполагает изучение не только физических параметров — освещения, качества воздуха, температурного
режима, — но и психодидактических, социальных компонентов среды. Иначе самые «вдохновляющие» пространства рискуют остаться обедненной образовательной средой из-за скудного набора форм и методов обучения.
«Насколько эффективно сегодня используется школьное пространство?» — задались вопросом авторы статьи. Ответ на него они искали, исследуя опыт трех московских образовательных организаций. Подробнее читайте в материале.
Проектирование занятия, направленного на развитие личностного потенциала: информационный блок  
Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Валерия Маркова
Даже взрослому нелегко разобраться в обрушивающемся сегодня на него потоке информации. Порой достаточно трудно как выбрать действительно полезные для себя знания, так и быть уверенным в их достоверности. Ребенку вдвойне тяжело сделать подобный выбор. Избыток информации становится вызовом для самоопределения, продуктивности и
жизнестойкости — триады компонентов личностного потенциала человека. И именно образование должно помочь формирующейся личности увидеть в информации не хаос, а связь фактов, научить выбирать знание, которое со временем станет основой мировоззрения. Так, задача педагога состоит в том, чтобы самому научиться определять познавательную ценность и эмоциональную привлекательность предлагаемой ученику информации, разделять ее на базовую и поддерживающую и сбалансированно использовать задания, ориентированные на творчество и на воспроизведение. Один из инструментов, который может помочь педагогу осознанно формировать содержание как урочного, так и внеурочного
занятия, — это блочно-модульный конструктор.
В данной статье подробно рассматривается информационный блок занятия и показывается его связь с практикой.
Вызовы и возможности поликультурного управления школой: кейс четырех европейских стран
Игорь Шиян, Ирина Воробьева, Дарья Миляева, Наталья Агеева
Перед руководителями поликультурных школ стоит большая ответственность: им необходимо не только следить за обеспечением равных образовательных возможностей для детей из семей мигрантов,
но и инкорпорировать в жизнь школы культурные ценности и нормы разнообразного контингента обучающихся, а также развивать профессиональные компетенции педагогов в ответ на образовательные потребности детей из различных этнокультурных и социальных контекстов.
Авторы статьи проанализировали субъекты и факторы, способствующие или препятствующие развитию поликультурных практик в школах четырех стран: Австрии, Ирландии, Испании и России.
В исследовании представлен сравнительный анализ, который отражает, как образовательная политика и различные меры поддержки позволяют руководству школы обеспечить академическое, личностное, социальное и эмоциональное развитие детей-мигрантов.
Агентное моделирование взаимодействия учителей внутри репозитория цифровых объектов 
Евгений Патаракин, Светлана Вачкова, Василий Буров
В статье представлена обобщенная модель совместной деятельности, в ходе которой участники создают, видоизменяют и оценивают цифровые объекты. Такого рода деятельность наблюдается
в целом ряде сетевых сообществ. Яркий пример — репозиторий сценариев уроков Московской электронной школы (МЭШ). В работе использована комбинация методов агентного моделирования
и сетевого анализа. В рамках модели в среде NetLogo построено искусственное сообщество,
в котором взаимодействуют агенты-учителя и агенты-сценарии. Агент-учитель определяет, есть ли в его окружении потенциальные сценарии, к которыми он мог бы прикоснуться. Если такие сценарии есть, то агент выбирает ближайший и делает к нему шаг. Если сценарий ранее был открыт одним из учителей, то такой сценарий уже является авторским, и агент-учитель совершает над ним действие по повторному использованию. Подробнее о методах агентного моделирования и сетевого анализа читайте в статье.
Концептуализация формативного оценивания в высшем образовании: результаты тематического анализа
Анастасия Белолуцкая, Иван Никитин
Исследователи отмечают, что процедуры оценивания на уровне высшего образования редко становится объектом инноваций: в своем большинстве они являются суммативными и оторванными от образовательных потребностей учащихся.
Чтобы проверить, так ли это, авторы статьи проанализировали 30 зарубежных и русскоязычных источников, рассказывающих о практиках формативного оценивания в российских и зарубежных университетах. На основе проделанной работы они сделали вывод о различиях в концептуализации формативного оценивания у нас и за рубежом
и выразили надежду на то, что результаты исследования будут содействовать проведению дальнейших исследований и разработок, направленных на развитие вузовских систем оценки качества образования.
Реализация формирующего оценивания при подготовке тренеров-технологов деятельностных образовательных практик в магистратуре
Татьяна Мысина, Антон Агапов, Владимир Львовский
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты опираются
на отечественные научные школы, а также
на практику деятельностного подхода к обучению. Однако переход от традиционного подхода, в основе которого лежит знание, к подходу деятельностному, вызывает у преподавателей, недостаточно знакомых
с подобными образовательными практиками, серьезные трудности. Помочь преодолеть их призван тренер-технолог образовательных практик – специалист, поддерживающий учителя в освоении деятельностной парадигмы.
Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать и описать технологию формирующего оценивания будущих тренеров-технологов в условиях магистратуры, позволяющую транспонировать деятельностный подход, который наиболее развит в общем образовании, на подготовку тренеров-технологов в вузе. Подробнее читайте
в статье.
Студенческая оценка качества обучения в вузе: возможности и ограничения
Анастасия Белолуцкая, Ирина Криштофик, Вардигул Мкртчян
В жестких конкурентных условиях современные университеты вынуждены бороться за свои лидерские позиции и обеспечивать высокое качество образования. Это требует от них регулярной оценки качества образовательных программ, процесса обучения, университетской среды. Так у высшей школы появляется новая потребность – осуществление комплексной оценки своей образовательной деятельности на основе учета оценок разных стейкхолдеров (от студентов до работодателей).
Авторы статьи рассказывают о возможности привлечения студентов к процедуре независимой оценки качества образования в вузе. Как студенты оценивают качество обучения с учетом требований ФГОС? Связывают ли они свое отношение к будущей профессии с качеством обучения в вузе? Насколько объективными могу быть студенты в своей оценке? Поиски ответов на эти вопросы и составили основу исследования.

Закрой учебник – открой город
Анастасия Россинская, Екатерина Асонова, Елена Романичева, Любовь Борусяк, Александра Никитина, Татьяна Климова, Олеся Сененко, Ксения Киктева, Максим Буланов, Ольга Рокаль
Серия «Новая педагогическая грамотность» включает в себя материалы, посвященные развитию педагогического образования и профессиональной деятельности в аспекте компетенций новой грамотности и принципов устойчивого развития городов.
«Методическое пособие "Закрой учебник, открой город" адресовано и студентам, и преподавателям. Сюжет образовательной истории каждого из нас строится на противоречии. Мы получаем готовые знания и дополняем их самостоятельным поиском информации. Городская среда в образовании – это область неизведанного и непрерывная образовательная история. В пособии собраны советы о том, какими могут быть учебное городское исследование и проект, программы курсов, ориентированных на активное привлечение городских ресурсов в качестве учебного материала, статьи о компетенциях городского учителя и видах учебной деятельности в условиях открытого городского пространства».
Чума в Москве 1771 года и новая коронавирусная инфекция: что общего
Леонид Денисов, Михаил Пахомов 
В 1771 году в Москве разразилась эпидемия бубонной чумы. Зараза прибыла с тюками шерсти из Турции
и распространилась через блох, которых инфицированные мыши и крысы быстро разнесли
по городу. Автор рассказывает об истории чумной эпидемии, проводя аналогии между ней и столь же непредсказуемой пандемией COVID-19. Статья адресована обучающимся медицинских классов школ, которых автор побуждает изучать историю событий, связанных с грозными эпидемиями прошлого.
На примере борьбы с опасным инфекционным заболеванием он показывает, как важна профессия санитарного врача. При этом статья носит просветительский характер и обращена также
и к широкой публике. Автор призывает своих читателей с вниманием относиться к рекомендациям врачей по вопросам личной и общественной гигиены.
Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание
и риски редукции  
Александр Медведев, Ирина Жуланова
Новые федеральные государственные образовательные стандарты переориентировали образование на системно-деятельностный подход, что привело к неоднозначному пониманию педагогическим сообществом целей, средств их достижения и критериев соответствия намеченному образцу. Поэтому авторы статьи решили обратиться
к исходному пониманию категории «деятельность»
и ее конкретизации применительно к деятельностной педагогике. Предполагается, что проведенный анализ позволит выделить риски перевода научного содержания понятия деятельности в прикладные аспекты педагогического действия. В статье рассмотрены риски редукции, возникающие при формальном и поверхностном понимании деятельностного подхода.
Практики обучения и воспитания молодежи в интернет-пространстве
Валерия Маркова, Владимир Плешаков, Алла Шестерина, Ольга Захарьящева
В постиндустриальном обществе виртуальное пространство и сетевые коммуникации стали неотъемлемой частью жизни практически любого человека. Процесс цифровизации затронул и сферу образования, что вызывает не только интерес,
но и опасение со стороны педагогов, ведь практическая сторона вопроса еще недостаточно изучена. В этой связи возникла потребность обобщить и систематизировать наработанные практики обучения молодежи в интернет-пространстве, что
и определило цель представленного исследования.
В своей работе авторы описали опыт использования
в практической киберпедагогике возможностей интернет-проектирования, сетевой поддержки учебных дисциплин, дистанционной психологической работы. Подробно рассказали о возможных форматах медиаконтента для обучения школьников и студентов с использованием цифровых технологий. Авторы исследования описали позитивные стороны процесса визуализации обучения и применения данных практик, а также обозначили возможные риски и способы их преодоления. Подробнее читайте в статье.
Анализ стратегий командного поведения участников проектов совместной деятельности, соответствующих целям резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в области образования для устойчивого развития
Сергей Федоров, Роман Парфенов, Василий Буров, Евгений Патаракин
В условиях пандемии проекты совместной деятельности приобрели ключевую роль для последующего развития общества. Современные инновации носят преимущественно междисциплинарный характер, при этом исследователи и педагоги все чаще объединяются
в интернациональные команды. Открытые технологии и открытые сетевые базы данных предоставляют новые возможности для совместного изучения любой проблемной области и решения сложных задач
и решения сложных задач, требующих комплексного решения.
Исследования показывают, что именно проекты совместной деятельности в сетевых образовательных сообществах помогают сегодня получать наиболее актуальное объективное знание как в социальной, так и в экономической и экологической сферах. Именно такой результат приводит к концепции устойчивого развития. Часто интернет-проекты объединяют приверженцев поляризованных точек зрения. Выделяя из общей массы информации определенные знания, с опорой на которые излагается каждая точка зрения, можно получить достаточно объективное созидательное знание об объекте суждения. Однако участники подобных проектов порой проявляют себя деструктивно. Выбирая стратегию деструктивных коллективных действий, они преследуют достижение собственной групповой цели, не связанной с общей задачей проекта. Предлагая бороться с этой негативной тенденцией, авторы статьи проанализировали командное поведение участников проектов на трех интернет-платформах. Исследователи выявили пять типов стратегий деструктивного командного поведения участников интернет-проектов. Подробнее о результатах исследования читайте в статье.
Организация презентации и экспертизы проектов в дистанционном формате: подходы и принципы 
Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Валерия Маркова
Переход на дистанционный формат обучения в период пандемии COVID-19 поставил перед преподавателями ряд методологических вопросов. Например, как грамотно организовать презентацию проектов участников различных исследовательских конкурсов
и обучающих программ в онлайн-формате, а самое главное, как осуществить экспертную оценку представляемых работ?
Отвечая на эти вопросы, авторы статьи описывают особенности подготовки и проведения дистанционных презентаций с использованием сервисов Google Таблицы, Zoom, и Teams. Они также предлагают ряд рекомендаций для экспертов, придерживаясь принципов формирующего оценивания, где оценивание – это, в первую очередь, обратная связь, которая призвана направить исследователя и помочь ему увидеть дальнейшие перспективы развития.
Цифровизация образования: пcихолого-педагогические и валеологические проблемы
Сергей Степанов, Ирина Рябова, Татьяна Соболевская, Павел Оржековский, Дмитрий Ушаков, Евгения Гаврилова, Ольга Морозова, Елена Шепелева, Екатерина Валуева, Виктория Овсянникова, Инна Мишина, Николай Титов, Лилия Чернышева
С развитием цифровых технологий, роботизированных систем и искусственного интеллекта стремительно радикально трансформируются прежние рутинные профессиональные компетенции, предполагающие стандартизацию, унификацию и использование определенных алгоритмов действия. В этих
условиях ценность творческих способностей и компетентностей, а значит — и креативных профессий, будет расти.
В то же время стремительная цифровизация системы образования сегодня, порой рассматривается многими педагогами и управленцами образования
как способ решения всех проблем образования.
По мнению же авторов материалы, цифровизация, напротив, пока приводит к обострению существующих противоречий в образовании, в первую очередь, между «репродуктивной» и «продуктивной» (креативной) стратегий его модернизации. Обоснованию, почему вторая стратегия перспективнее и как именно ее может тормозить неконтролируемое распространение «цифры», и посвящена монография.
Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор)
Елена Романичева
Автор статьи задается исследовательским вопросом: в чем причины кризиса, который сегодня переживает «традиционное» сочинение, утратившее свой творческий характер, и есть ли пути выхода из этого кризиса? Посредством сравнительно-сопоставительного анализа источников, автор показывает, как отечественные методисты ХХ века решали «проблему сочинения», какие задания они предлагали, чтобы написанный обучающимися текст выступал оригинальной «репликой» в диалоге
с художественным текстом. Также автор говорит
о необходимости сопровождения процесса изучения художественных произведений набором творческих заданий, которые обучающие могли бы реализовывать, используя цифровые инструменты. Подробнее о новых форматах работы с текстом и ресурсах, которые призваны помочь в реализации творческих заданиях мультимедийного характера, читайте подробнее в статье.
Выпуск 2, 2021 года
В статьях и пособиях августовского выпуска обсуждаются острые проблемы дошкольного, школьного и профессионального образования. В дайджесте впервые представлена рубрика «Образование и город», где мы рассказываем о современных образовательных тенденциях: взаимодействии школы и города, практиках соучаствующего проектирования общественных пространств и образовательных инфраструктур, возможностях цифровой образовательной среды и многом другом. В рамках классических рубрик расскажем о развитии педагогических методик по проектированию образовательных событий и использованию учебных кейсов, об условиях для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, о доступности обучения в дистанционном формате в период пандемии COVID-19 и образовательном потенциале социальных сетей, о промежуточных итогах образовательных проектов «Школа старшеклассников» и «Новый педагогический класс в московской школе», и другом, не менее интересном
Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание
Ольга Шиян
Проблематика творческих способностей приобретает все большое значение сразу в двух контекстах — самореализации человека и развития практик и производства. Особое место занимает в ней развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. Еще Л. С. Выготский отмечал важность творчества в игре и фантазировании детей. Сегодня в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованиями диагностики и развития детского творчества.
В статье проанализированы существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные
Л. С. Выготским, за прошедшие десятилетия были найдены, а что так и осталось без ответа. Подробнее в статье
Представления педагогов дошкольного образования о детском участии и его практической реализации
Татьяна Ле-ван, Анна Якшина
Во всем мире практики соучастия активно развиваются в разных областях общественной жизни. Реализация принципа детского участия в образовании позволяет формировать у детей важные компетенции для жизни в демократическом обществе. Ключевым критерием соучастия является вовлеченность детей в принятие решений, касающихся разных сфер их жизни. Создание условий для соучастия – одна из ключевых компетенций современного дошкольного педагога. Взрослые часто амбивалентно относятся к детским предпочтениям и соучастию. С одной стороны, признают их ценность, с другой — создают среду, не поддерживающую инициативность детей и не отвечающую их потребностям.
Цель данного исследования – выявить связь между представлениями педагогов о детском участии и уровнем качества условий для поддержки соучастия в образовательном процессе
Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду

Анастасия Белолуцкая, Ирина Воробьева, Ольга Шиян, Сергей Зададаев, Игорь Шиян

Представление о детстве менялось на протяжении ХХ века. Так, в начале столетия ребенка описывали как личность, которой не достает определенных качеств. Постепенно проявилась другая позиция – каждый ребенок может мыслить творчески, продуцировать интересные идеи, вносить существенный вклад в диалог. Сегодня, когда так ценятся гибкость, спонтанность и креативность, стало понятно, что взрослым часто есть, чему поучиться у детей. Важно также оценить, способствует ли среда, в которой живет ребенок, развитию перечисленных характеристик. Для оценки качества образовательной среды в детском саду требуются специальные инструменты. Об одном из них и идет речь в статье
Стажировки на базе дошкольных групп как ресурс для развития практик разных уровней качества
Татьяна Ле-ван, Лариса Логинова, Ольга Шиян, Анна Якшина, Игорь Шиян
Профессиональное развитие педагогов признается во всем мире одним из важных условий для качественного образования. По данным исследований, профессиональное образование и повышение квалификации дошкольных педагогов не всегда эффективны, их связь с развитием качества условий в детском саду непоследовательна. Развивающий потенциал стажировки как формы профессионального развития снижают дефициты существующих программ: преобладание жанра отчета о достижениях, фокус на приемах без разговора о смыслах и ценностях, формальность обсуждений,, организационная непродуманность. Эффективная программа стажировки должна работать не только на получение конкретных знаний и освоение технологий работы с детьми, но и на развитие рефлексии, обеспечивать целостность цикла педагогического действия.
Эксперты МГПУ проанализировали потенциал «лучших практик» дошкольного образования как стажировочных площадок. О результатах исследования читайте в статье
«Новый педагогический класс»: опыт московских школ 
Татьяна Конобеева, Ирина Некрасова, Ольга Тимофеева
Проект «Новый педагогический класс в московской школе» был задуман для ребят, которые собираются связать свою судьбу с профессиями, где отношения людей с другими людьми имеют определяющее значение. Об итогах первого года работы проекта предпрофессионального образования и рассказывает данный сборник. Педагоги размышляют о месте проекта в образовательной системе столицы, делятся практическими наработками, анализируют успехи и сложности проекта, предлагают пути его развития.
За минувший год было разработано несколько курсов для учеников, программ повышения квалификации учителей, проведено множество разнообразных семинаров, мастер-классов, квестов и творческих занятий. Так что педагогам есть, чем поделиться со своими коллегами
Кластеры возможностей: результаты исследования образовательных эффектов участия в проекте «Школа старшеклассников» 
Елена Иванова, Ирина Виноградова, Елизавета Маякова, Екатерина Барсукова, Анна Тер-Григорян
Современная ситуация развития общества требует от юношества не только овладения новыми актуальными знаниями, но и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, самоопределению в определенной предметной области. Это предусматривает кардинальную трансформацию привычного образовательного процесса в старшей школе, содержательные и инфраструктурные изменения, создающие возможности для выбора, самоопределения и выстраивания собственной образовательной траектории обучающимися. Решение этих задач стало основой для разработки и реализации проекта «Школа старшеклассников». 
Цель изложенного в публикации исследования заключается в изучении возможностей участия в проекте «Школа старшеклассников» для обучающихся, педагогов и административной команды.
Запрос учителя: мультимедийные пособия по формированию здоровья школьника
Ирина Рябова, Татьяна Соболевская, Наталья Нежкина, Олег Зверев, Дмитрий Черногоров
Ухудшение здоровья школьников беспокоит не только врачей, но и учителей. При этом профилактика рисков вместе с усилиями, направленными на сохранение и улучшение здоровья детей более эффективны, если они проводятся в школе. Сегодня в помощь педагогу для осуществления такой работы издается большое количество просветительской литературы. Но достаточно ли ее? Нужны ли педагогам современной школы дополнительные методические материалы, и какими они должны быть? Эксперты МГПУ изучили запрос московских педагогов на разработку пособий по формированию здорового образа жизни и профилактике нарушений здоровья обучающихся в рамках образовательного процесса как в классе, так и в условиях дистанционного обучения. В декабре 2020 года они провели анкетирование 270 педагогов из 27 общеобразовательных учреждений города и обобщили результат своей работы в статье
Управление качеством образования на основе данных: о контроле и оценке в российских школах
Галина Савиных, Анна Шмелева, Владимир Пономарев, Надежда Козлова, Ирина Положенцева
В образовании растет интерес к «доказательной педагогике», новые тенденции оценки качества образования соединяют характер работы учителя с переходом школы к управлению на основе данных. Такого рода изменения структуры образовательных данных ведут и к изменению алгоритмов их контроля и оценки.
Важную роль играют методы интеллектуального анализа текстов в форме проектно-исследовательской работы обучающихся (text-mining). Однако в целом в образовании происходит переход от массовых, но усредненных показателей «больших» данных (big data) – к «умным» данным (smart data), которые позволяют создавать более точные индивидуальные профили.
С развитием методологии анализа и интерпретации данных управление качеством образования выходит за границы контрольно-инспекционной парадигмы. Теперь оно рассматривается в логике информационно-аналитической парадигмы. Подробнее читайте в статье
Типология школ, действующих в системе МЭШ, на основе анализа сетевых показателей
Светлана Вачкова, Елена Петряева, Евгений Патаракин
Методы сетевого анализа активно используются для изучения поведения пользователей цифровых репозиториев, использующих и создающих цифровые объекты. Коллективное поведение группы пользователей цифровых репозиториев, относящихся к одной школе, исследуется относительно редко. Библиотека (репозиторий) учебных сценариев МЭШ представляет собой систему, в которой для пользователей существуют несколько ролей. Субъектами деятельности репозитория являются учителя, ученики, родители, издатели. Они могут создавать, копировать, просматривать, запускать, добавлять в избранное и в домашние работы различные объекты, находящиеся в системе. В исследовании сравниваются социограммы школ, объединяющих учителей и созданные ими сценарии. Далее школы делятся экспертами на фракции по сетевым показателям социограмм. В работе описана не только структура данных в системе МЭШ, создана электронная карта, отражающая динамику действий в системе МЭШ, выделены показатели, характеризующие совместную деятельность ключевых участников, но и выделены фракции графов, которые характеризуют степень взаимодействия учителей
Приемы киберкоммуникации преподавателя со студентами в специальных пабликах и чатах «ВКонтакте»
Валерия Маркова, Владимир Плешаков
Сегодня социальные сети и мессенджеры служат не только для коммуникации и досуга. Авторы статьи описывают их как цифровую образовательную среду, которую педагоги используют для обучения студентов, самообразования, профессионального общения с коллегами, а студенты, в свою очередь, для совместной работы, проектной и исследовательской деятельности. Дистанционный формат взаимодействия со студентами требует от преподавателя развитых навыков активной поддержки работы группы, грамотной модерации, адаптированной подачи учебного материала. Студентов важно ориентировать не только на конечный результат, но и на сам процесс обучения, отмечать и поддерживать их промежуточные успехи. Это формирует позитивное эмоциональное отношение к учебе и будущей профессиональной деятельности, полагают авторы статьи
Учебные кейсы как ресурс учителя на уроках истории и обществознания

Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Сергей Лосев

Кейсовый подход в образовании, по мнению авторов, берет свое начало в Гарварде начала прошлого века. Традиция обсуждения преподавателем и студентами конкретной жизненной ситуации с обозначенной проблемой и поиском выхода из нее перешла в сегодняшние образовательные технологии. Слушатели коллективно прорабатывают разные подходы и самостоятельно ищут решения. Кейс можно сравнивать с расследованием, которое вызывает интерес и заставляет думать.
В статье показаны основные стратегии разработки и использования кейсовых заданий, представлены фазы работы с кейсами, предлагаются классификации кейсов по отношению к жизненной практике, рассказывается об их формах и особенностях использования на уроках истории и обществознания. Более подробно прочитать об этом можно в публикации
Экспертиза онлайн-курсов и технологических образовательных продуктов с целью повышения качества образования
Екатерина Якушина
Чтобы оценить качество электронных курсов, которые массово создаются в настоящее время, необходимо провести экспертизу, структурировать и классифицировать их. Эффективным инструментом для этого стал Международный конкурс открытых онлайн-курсов EdCrunch Award OOC. Его задача – выявить лучшие практики создания массовых открытых онлайн-курсов, определить лучшие курсы с точки зрения потребителя, выявить и распространить передовой опыт создания таких курсов и внедрения их в учебный процесс при реализации образовательных программ, совершенствовать методики и технологии онлайн-обучения в системе российского образования. Подробнее о роли экспертизы электронных курсов и технологических образовательных продуктов в целях повышения качества системы образования читайте в статье
Блочно-модульный конструктор как инструмент обучающегося сообщества педагогов для проектирования образовательных событий
Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Валерия Маркова
Исследователи и практики критикуют принятый сегодня в образовании мероприятийный подход за то, что он не соответствует вызовам времени: когда рамки мероприятия заранее определены, обучающиеся занимают лишь пассивную объектную позицию. Альтернативой мероприятийному подходу может стать событийный подход, где урок – уникальное событие. Сторонники событийного подхода утверждают, что нельзя заставить человека узнавать новое. Познавательная деятельность определяется исключительно личным желанием. События и мероприя­тия различаются видением субъектности его участников, отношением к импрови­зации и самостоятельному творчеству, выстраиванием обратной связи, пред­ставлением о планируемых результатах. Событийный подход привлекателен для педагогов, но они далеко не всегда знают, как реализовать его на практике. Инструментом, который поможет системно выстраивать об­разовательные события, может выступить блочно-модульный конструктор, разработанный А. Н. Иоффе
Проблемно-ориентированные и коммуникационные обучающиеся сообщества педагогов (по материалам отечественных и зарубежных исследований)

Валерия Маркова, Андрей Иоффе, Людмила Бычкова

Любой учитель в своей работе сталкивается со сложными ситуациями, и, как правило, он вынужден самостоятельно находить из них выход. При этом потенциал даже небольшой группы, нацеленной на решение проблемы, обычно превосходит возможности одного человека. Авторы статьи полагают, что новые форматы профессионального взаимодействия, прежде всего, обучающиеся сообщества, могли бы быть полезны для педагогов.
Какие модели обучающихся сообществ педагогов существуют? Как они воплощаются в отечественной и зарубежной практике? На какой основе возникают и в каких направлениях работают? Ответы на эти вопросы можно найти в статье «Проблемно-ориентированные и коммуникационные обучающиеся сообщества педагогов», опубликованной в журнале «Мир науки. Педагогика и психология» №2, 2021

Критерии эффективности технологий обучения в современных практиках подготовки учителей

Ирина Криштофик

Сегодня в вузах, реализующих инновационную модель обучения, применяются многообразные технологии обучения. Преподаватели имеют широкие возможности в выборе форм и средств обучения. В этой связи актуализируется проблема оценки эффективности применяемых технологий.
В результате применения опросных методов, контент анализа, фокус групп, анализа кейсов экспертами МГПУ были определены следующие критерии оценки эффективности технологий обучения: целесообразность применения технологии обучения, гибкость в применении, переносимость практики, развитие педагогического мышления, развитие softskills, ориентация на «само-процессы», ориентация на «про-процессы» интерактивность, практико-ориентированность, цифровизация, ресурсоемкость, результативность.
Данные критерии эффективности предназначены для использования в качестве комплексной критериальной системы анализа и оценки практики профессиональной подготовки современного учителя в педагогическом вузе
Результаты исследования проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в условиях реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в дистанционном формате в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в городе Москве
Светлана Вачкова, Иван Климов, Елена Петряева, Валентина Салахова, Иван Сандаков
Обязательное образование школьников в дистанционном формате кардинально меняет сложившиеся представления об обучении, жизненный уклад семей и привычные нормы жизни, что обуславливает необходимость разъяснений для всех участников образовательной деятельности, психологической, организационной и методической поддержки. Образование в дистанционном формате привело всех в «пространство нескончаемого потока информации», оказалось стрессом для всех участников образовательной деятельности и, в первую очередь, для семьи. Проблема образования в дистанционном формате – в большей степени социальная проблема, чем педагогическая. Проведенное исследование может послужить основой для разработки новых подходов к проведению образовательной политики в интересах обеспечения прав детей на получение образования в дистанционном формате
Образование в библиотеке: роскошь или гарантированное качество жизни горожанина
Екатерина Асонова, Любовь Борусяк, Елена Романичева, Ксения Киктева
У современного школьника есть повод заглянуть в библиотеку. Это место, где он может побыть наедине с собой и почитать, выполнить учебное задание или написать свой текст. Однако сегодня ни учителя, ни ученики фактически не используют публичную библиотеку как образовательный ресурс и чрезвычайно редко рассматривают ее как место самостоятельной работы с источниками.
Почему так происходит? Каков характер взаимодействия библиотеки и горожан? Какие ресурсы здесь существуют, и как они сегодня используются? Об этом расскажут результаты исследования, которое базируется на 18 экспертных интервью с учителями-словесниками и библиотекарями, а также материалах 8 фокус-групп с учителями, библиотекарями, подростками и родителями школьников столицы
Киноклуб как инструмент развития культуры переживания родителей
Татьяна Климова, Анастасия Россинская
Родители подростков остро переживают потерю контакта с собственными детьми, особенно в период их пубертата. Помочь преодолеть кризис может опосредованный разговор, в центре которого находятся чувства и поступки другого человека. Чтобы помочь взрослым лучше понять жизнь подростков, авторы статьи придумали и организовали родительский киноклуб. Для совместного просмотра был выбран сериал DRUCK. В нем поднимаются проблемы первой любви, дружбы, отношений подростков с родителями, межрасовых и межрелигиозных пересечений и другие, не менее острые темы. Для актуализации смыслов сериала использовался метод полилога, который позволяет выстроить общее поле мнений. Методика безоценочного интервью позволила преодолеть принятую в быту категоричность. Анализ итогов работы киноклуба показал, что он положительно влияет на детско-родительские отношения. Подробнее читайте в статье
#МАГИВДЕЛЕ: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры
Елена Иванова, Екатерина Асонова, Ирина Виноградова, Елена Романичева (составители)
Детские библиотеки и музеи, пространство города и социальные медиа стали полем для исследований этого сборника. Как провести читательскую игру по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Кто такой «свободный читатель»? Повышает ли благоприятная образовательная среда познавательную активность школьников? Насколько тесно связаны социальные инфраструктуры и социальная активность горожан? Каков визуальный язык пространства современной школы? Как с помощью исследовательской работы в музее развивать Soft skills у подростков? Какова роль детских книжных фестивалей в развитии читательской культуры? –Из ответов на эти и другие столь же актуальные вопросы сложился сборник «#Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры»
Социальные сети как инструмент развития учебных пространств университетов городов мира
Елена Петряева, Дарья Миляева, Deirdre Wynter, Наталия Агеева
Исследование обращается к изучению социальных сетей как к эффективному ресурсу развития образовательного пространства вузов. Его цель — осмысление опыта использования городскими университетами социальной сети Instagram. Материалом для исследования послужили официальные аккаунты в Instagram 6 городских университетов. Проведенный анализ позволил выявить основные тематические группы контента аккаунтов: персоны, университет, абитуриентам, обучение и карьера, наука и технологии, город, общество и политика, искусство, атмосфера. Были определены четыре перспективных направления эффективного развития университетов в сети. Результаты исследования могут быть использованы университетами для эффективного продвижения в сети и реализации своего образовательного потенциала
Выпуск 1, 2021 года
Материалы мартовского дайджеста посвящены исследованию различных подходов к организации образовательного процесса, инфраструктурным изменениям и редизайну школьной среды, разработкам программ развития общеобразовательных организаций, достоинствам и недостаткам дистанционной формы обучения, разным аспектам в сфере дошкольного образования и другим важным и актуальным вопросам современного образования
Разработка и апробация шкалы оценки условий развития игровой деятельности детей в дошкольных группах
Анна Якшина, Татьяна Ле-ван, Сергей Зададаев, Игорь Шиян
Без игры нет полноценного проживания детства. Однако исследования показывают, что современные дети не умеют играть, да им особенно и негде. Уровень развития игры дошкольников остается низким, а условия для нее — минимальны. Основной критерий игры высокого уровня — способность играющего одновременно удерживать воображаемую и реальную ситуации. Но даже педагоги порой подменяют истинную игру другой деятельностью, не понимая ее особенностей. При этом инструменты, принятые сегодня для оценки условий игры, в основном обращают внимание на второстепенные характеристики. Шкала «Поддержка детской игры», разработанная авторами исследования, состоит из 97 индикаторов, сгруппированных в семь показателей, и позволит дать максимально полную оценку игровой среде и педагогическим практикам. Подробнее об исследовании, которое провела и описала группа сотрудников лаборатории развития ребенка, читайте в статье
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3–7 лет
Лариса Логинова
Образовательное событие — одна из инновационных форм организации жизни детей в дошкольной организации. В его основе лежит игра — развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Тщательно подготовленная взрослым, такая форма организации и реализации образовательной деятельности помогает детям незаметно для них самих добиваться как предметных, так и универсальных образовательных результатов: принимать решения, планировать свою жизнь в группе, познавать окружающий мир, приобретать разнообразные умения и навыки.
Пособие не только познакомит читателя с особенностями этой формы организации работы с детьми, но и предложит конкретные примеры и идеи образовательных событий
Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования
Татьяна Климова, Александра Никитина
Хороший спектакль — не только повод для размышления над поднятой в нем проблемой, но и возможность проанализировать образцы взаимоотношений, примерить на себя различные ролевые модели, приобщиться к чужому опыту переживания и рефлексии.
Подробнее о таком образовательном потенциале театра расскажет монография «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования», которая поможет читателю овладеть приемами для развития творческого потенциала. Кроме того, ресурсы театральной педагогики чрезвычайно важны для решения психолого-педагогической проблемы развития образовательной мотивации обучающихся. Именно их и предлагают использовать авторы книги для восполнения социокультурных дефицитов и усвоения обучающимися предметных, метапредметных и личностных компетенций
Школьные проектные команды: создание, деятельность, сопровождение
Александр Моисеев
Научно-методическое пособие призвано помочь читателю не только осознать важность создания проектных команд в современной образовательной организации, но и разработать модель их сопровождения. Автор уверен, что от включенности педагогов в школьные проектные команды напрямую зависит развитие у обучающихся навыков проектной, в том числе командной работы.
Из книги читатель узнает о ключевых понятиях проектного менеджмента, истории проектных команд в российском образовании, а также познакомится с авторской моделью системы сопровождения проектных команд общеобразовательных организаций и опытом ее апробации
Дата-грамотность как актуальный образовательный результат в условиях цифровой трансформации общества
Павел Глухов, Андрей Дерябин, Александр Попов
Внедрение современных цифровых технологий повлияло на многие сферы человеческой жизни. Так, например, перед образованием цифровизация поставила новые вызовы: в связи с растущим значением науки о данных и искусственного интеллекта в контексте фундаментальных изменений в экономике и на рынке труда появилась необходимость переосмыслить содержание и методы преподавания математики и информационных технологий, общественных наук и медиаобразования. Кроме того, возникла потребность в оформлении новых типов и видов образовательных результатов, на которые должна быть направлена современная педагогика. В поиске ответов на подобные вызовы авторы подробно рассмотрели понятие дата-грамотности, а также исследовали его содержание и состав. Читатель также узнает из статьи о способах освоения обучающимися науки о данных и различных подходах ее изучению

Диагностика в формате PISA: методические рекомендации по разработке заданий, проведению диагностики и интерпретации результатов
Светлана Вачкова, Елена Долгодворова, Оксана Знаменская, Валерия Ликонцева,
Светлана Санина, Ольга Соколова, Елена Ушакова
С помощью методических рекомендаций, представленных в книге, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать тренировочные задания для обучающихся основной школы в формате международных исследований PISA по трем направлениям: читательской, математической и естественнонаучной грамотностям.
В представленном пособии комплексно рассматриваются не только принципы создания заданий в формате международных исследований, но и способы их применения, интеграции в учебный процесс, интерпретации и способов оценки результатов — как с точки зрения оценки итогового результата, так и с точки зрения обнаружения существующих образовательных дефицитов
Роль педагогического вуза в системе наставничества молодых педагогов: результаты апробации модели двойной очной, дистанционной наставнической и методической поддержки молодых учителей Московского городского педагогического университета 2017–2020 гг
Татьяна Щербакова
Начиная самостоятельную работу в школе, молодые учителя остро нуждаются в профессиональной поддержке. Так, в рамках проекта «Сертификат «Московский учитель» была запущена специальная программа поддержки молодых специалистов. Она предполагает очное и дистанционное сопровождение молодых педагогов преподавателями университета, а также возможность профессионального общения с коллегами из других школ. Инструменты программы разнообразны: цифровая платформа «МГПУ — Твой наставник» поможет подобрать консультанта или мастер-класс; «Дискуссионный клуб alma mater» — предложить тему для обсуждения; формат «В гости на урок» — пригласить коллег на собственные уроки, а экспертный блок программы обеспечит возможность личного общения с экспертами из сферы образования
Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации
Андрей Иоффе
Современный мир стремительно меняется. Как образованию отвечать на вызовы времени, но сохранять систему ценностей? Как сделать занятие глубоким содержательно и вовлекающим эмоционально? Как помочь ребенку раскрыть свои способности? Почему учитель и ученик не всегда понимают друг друга? Зачем учить учиться? От чего зависит выбор педагогических техник и технологий? На что обращать внимание при оценке занятия?
Учебное пособие предлагает авторское видение блочно-модульного конструирования современного занятия. Занятие можно собрать из блоков и модулей, как конструктор, — и таким может быть не только урок, но и классный час, учебная игра, родительское собрание. Используя ключевые блоки, описанные в пособии, педагог сможет превратить традиционное мероприятие в образовательное событие, ведь именно мотивирующее обучение лежит в основе развития потенциала личности. О приемах, подходах, технологиях и стратегиях повышения мотивации в образовании также можно узнать в новом пособии
Магистратура «на салфетках». Проектирование городских образовательных инфраструктур: от идеи к реализации
Елена Иванова, Екатерина Асонова, Ирина Виноградова (составители)
Под вопросом «какой быть школе?» часто имеется в виду внешний вид самого учебного здания и классов. Такой подход рассматривает школу как часть общественного пространства города. Он признает связь качества образования и среды, в которой будет протекать учебный процесс. Данную тему выбрали для своих исследований сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур и лаборатории социокультурных образовательных практик. Результатом их работы стал сборник статей магистрантов МГПУ.
Здесь молодые исследователи ищут ответы на вопросы: каким должно быть комфортное учебное пространство? почему важна визуальная грамотность и как ее развивать? как проявляют себя в образовательной среде особенности когнитивной сферы детей с одаренностью? какие новые возможности в обучении английскому языку дает иммерсивный театр?