Подразделения
12 Февраля, 2021

Выступление Ольги Шиян на радиостанции «Эхо Москвы»

Образование
Люди МГПУ
Дошкольное образование

7 февраля 2021 года Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, выступила в программе «Родительское собрание» радиостанции «Эхо Москвы». Она рассказала о возможностях и подводных камнях современного дошкольного образования.

«Наше время интересно тем, что можно видеть, как меняются ценности, правила жизни, сознание. Подобные изменения идут и в дошкольном образовании, затрагивая и родителей, и воспитателей, — утверждает Ольга Шиян. — Хотя ценности стабильности еще в приоритете, но и ценности развития и уважения к личности (ребенка) становятся для родителей все более важными».

Ольга Александровна рассказала, что cоветское дошкольное образование было организовано не только как система ухода и присмотра за ребенком, но и как «место образования», где он мог бы научиться полезному, развить ценные навыки и качества. В лучших современных садах сохраняют это важное достижение отечественной педагогики, однако стремятся, чтобы ребенок не только получал знания, но и чтобы сам процесс обучения был ему интересен — для дошкольного возраста это принципиально.

Ребенку важно, чтобы к нему прислушивались, давали возможность выбора. Самым неприятным в традиционном детском саду нередко становится именно обязательность чужого решения. Сегодня же родители все чаще формируют запрос на создание в детском учреждении пространства выбора, потому что это во многом формирует личность ребенка.

«Мы недооцениваем значимость дошкольного возраста, — полагает Ольга Шиян, — а ростки инициативности, готовности предлагать и отстаивать свою идею рождаются именно в этом возрасте. Если для этих потребностей нет выхода, ребенок воспринимает ситуацию как жесткое ограничение».

Родители часто боятся, что, получив свободу действий, ребенок не освоит нормы и границы. Но одно и то же поведение имеет разный внутренний мотив. Следовать правилам ребенок может не потому, что боится наказания, а потому, что принимает их. Подобная педагогика понимания предполагает, что правила рождаются в обсуждении с детьми и осознано соблюдаются ими.

«Детям нравится воспроизводить модель, им хочется компетентности, — продолжила свое выступление Ольга Шиян. — Но дошкольный возраст особенно сензитивен для того, чтобы учиться воплощать в жизнь собственный замысел». В этот период принципиальна свободная деятельность, при которой ребенок без заданий извне определяет, чем ему заниматься, сам организовывает себя. Существует специальный термин — «откликаемость» среды, который предполагает, что ребенок должен получить опыт влияния на ситуацию. При выборе детского сада хорошо бы смотреть и на то, насколько серьезно относятся там к ребенку. Это значит — признают, что за словами ребенка кроется нечто для него важное. Взрослому предстоит быть «умным зеркалом», видеть на шаг вперед, возвращать ребенку его собственное чувство проговоренным.

В детском саду, где ребенок получает опыт дискуссии, он научится возражать и задавать вопросы. Так ребенок приходит к пониманию, что существует человек, мыслящий иначе.

В конце лекции Ольга Шиян назвала несколько книг, которые могли бы помочь родителям лучше понять детей. Рядом с произведениями Януша Корчака, Елены Макаровой, Марины Осориной, лекциями Людмилы Петрановской, она упомянула и рассказы Туве Янсон: «Они про самое сокровенное в детстве. Мумми-мама идеальная модель родительского поведения, чтобы ребенок не вырос тревожным, имел чувство дома и мог отправиться в путешествие за кометой».

Послушать полную запись программы можно по ссылке.

поделиться

Похожие новости