Подразделения
20 Февраля, 2020

«Тенденции развития образования»: деятельностный экзамен

Образование
Конференции

Одними из участников конференции «Тенденции развития образования» стали заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский, младший научный сотрудник Татьяна Мысина и лаборант-исследователь Антон Агапов.

15 февраля 2020 года Владимир Львовский на пленуме «Учить или переучивать?» рассказал о тренинговых методах в подготовке педагога и о запустившейся в прошлом учебном году магистратуре «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик». Спикер охарактеризовал направления работы такого специалиста и круг его компетенций: это тренер, эксперт, проектировщик, аналитик, тьютор и модератор. При таком широком спектре компетенций тренер-технолог становится незаменимым звеном современного педагогического коллектива, а потому магистратура, реализующая подобную программу, по-настоящему актуальна и востребована.

В этот же день Татьяна Мысина и Антон Агапов приняли участие в малом пленуме «Как сделать подготовку учителей эффективной?», выступив с докладом «От экзамена-оценки к экзамену-рефлексии. Образовательные события в обучении учителей».

«Одним из вызовов магистратуры было обучение учителей в деятельностном подходе. Нам нужен был особенный экзамен: было понятно, что просто проверять освоение содержания по билетам для нас не вариант. Экзамен должен был быть полезным как для студентов, так и для преподавателей, помогать рефлексировать и перерабатывать содержание курсов, быть модельным с точки зрения той деятельности, к которой готовятся магистранты», — так обозначил проблемную тему доклада Антон Агапов.

Далее сотрудники рассказали о пришедшем решении: деятельностном экзамене, который, в отличии от традиционного, претендует на разворачивание событийности, что подразумевает гибкость сценария и возможность последействия в отличие от опроса или теста, завершающего изучение отрезка учебного материала. Различна и цель таких экзаменов, ведь в традиционном экзамене важен контроль усвоения, в то время как в деятельностном экзамене важна организация рефлексии. Спикеры привели сравнительную таблицу, в которой наглядно объяснили разницу еще нескольких оснований.

«В качестве подготовки к первому экзамену мы попросили преподавателей выбрать несколько ключевых понятий из своих курсов и разослали эти понятия магистрантам в качестве «билетов». На самом экзамене магистранты, вытянув одно из понятий, должны были спроектировать игру или занятие, направленное на освоение этого понятия, и затем провести его на своих одногруппниках. После этого они получили обратную связь от экспертов (преподавателей), а те, в свою очередь, — материал для перепроектирования курсов в следующем семестре». Антон Михайлович и Татьяна Юрьевна рассказали также о доэкзаменационной подготовке к такому экзамену, диагностических материалах и перспективах применения.

«Таким образом экзамен представляет собой модельную ситуацию взаимодействия тренера-технолога с учителем в рамках реализации задачного подхода, в ходе которой участники экзамена реализуют пробу моделирования работы с понятием. Данный экзамен может быть реализован в психолого-педагогической магистратуре с целью сборки студентами содержания модуля и рефлексии преподавателями результатов обучения для перепроектирования курсов.

На наш взгляд, особую ценность экзамен представляет для магистратур, которые готовят студентов к профессиональной деятельности, находящейся на этапе становления, поскольку позволяют с организовать совместную разработку проблемных точек и оформить в виде продукта результаты совместной работы участников и экспертов. При этом в условиях недостаточности оснований экспертизы событийная форма организации экзамена имеет возможность стать ресурсом для развития не только участников, но и экспертов», — заключили спикеры.

поделиться

Похожие новости