Подразделения
09 Октября, 2017
Случайный опыт сентября
Культура
Люди МГПУ
МГПУ рекомендует

Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик по роду своей деятельности знакомятся с самыми разными образовательными и культурными практиками в Москве и за ее пределами. Они рады поделиться опытом участия в этих событиях на страницах сайта.

«Случайный опыт сентября» — дайджест сентябрьских событий Александры Никитиной, ведущего научного сотрудника лаборатории.

Можно ответственно выбирать события, которые кажутся нам интересными, можно аккуратно посещать то, что считается значимым, а можно просто следовать логике собственной жизни и переживать опыт, который тебе предназначен судьбой. Вот такой путь рискну Вам представить.

Опыт 1. Закрыта кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования.

С 1 сентября прекратила своё существование кафедра, созданная в конце прошлого века Марией Анатольевной Фоминовой. Двадцать лет своего существования кафедра создавала уникальные курсы повышения квалификации учителей мировой художественной культуры и музыки, педагогов дополнительного образования в области театра и киноискусства. Силами кафедры в МИОО был создан киноклуб, проводились Московская олимпиада и конкурс проектов по МХК, конкурс «Каждый класс — хор», фестиваль рекламы, фестивали детской театральной педагогики «Пролог-Весна» и «Маленький спектакль», конференции «Дети-театр-образование» и «Педагогика искусства». Сотрудники кафедры руководили московскими экспериментальными площадками модернизации художественного образования. Силами сотрудников кафедры было подготовлено и издано более 50 учебно-методических пособий, которыми пользуются учителя всей России.

Сегодня формально сотрудников кафедры ничто не связывает, но некоторые проекты продолжают жить на общественных началах. В ноябре 2017 года планируется проведение «Чтений памяти Л.А. Сулержицкого», в январе — фестиваль «Маленький спектакль», в мае — «Пролог-Весна».

Для кого: для педагогов предметной области «Искусство» и воспитанников театральных студий.
Сайты: «Педагогика искусства» и «Пролог-Весна».

Опыт 2. ПиР или Фестиваль «Практики развития» — 2017.

«Настоящее будущее: прошлое. Истоки и традиции. Миры образования» — так назывался в этом году первый день ПиРа. Все другие дни будут посвящены образованию в бизнесе, а первый — просто образованию.

В программе события:

  • первая половина дня — уроки из школьного расписания;
  • вторая половина дня — университетские лекции (основная тема — истоки практик развития);
  • вечер — мастер-классы про «образование во взрослой жизни»;
  • ночь — вечерние форматы знакомств участников ПиРа.

В оздоровительном комплексе «Клязьма» шумно, празднично, в каждом углу столики с образовательными играми и непонятными образовательными товарами. Меня поразили пазлы для жеребьёвок с инструкциями. Стоят бешеных денег и предназначены, видимо, для очень богатых частных школ, где просто нарисовать на бумажках груши, яблоки и апельсины или разрезать открытку не комильфо. Но есть и полезные тренажёры для детей и учителей.

В каждом зале, а их 14, — мастер-классы. Каждый выбирает что хочет, как это и бывает за пиршественным столом, и потому где-то так густо, что не вздохнуть, а где-то пусто и одиноко. В баре сидят те, кто уже нашли образовательных партнёров своей мечты — философствуют или заключают договоры. В каждом фойе камеры, папарацци, берут интервью, снимают процессы. ПиР — праздник образования для состоятельных. Всё тут недёшево, но красиво, и содержательного немало.

Фестиваль проводит Открытый Тренерский Университет Марка Кукушкина — проект, возникший в 2002 году для подготовки бизнес-тренеров и одновременно как формат профессионального общения. Вот уже шестой год в начале сентября Университет проводит образовательный фестиваль ПиР на Клязьме, и даты этого фестиваля приурочены ко дню рождения организатора — Марка Кукушкина.

Для кого: для педагогов, тьюторов, коучей и бизнес-тренеров.
Где: оздоровительный комплекс «Клязьма».
Когда: ежегодно 2−7 сентября.
Сайт.

Опыт 3. «ДоброКруг. Добро вокруг».

Вовлечение — подготовка — сопровождение — мотивация — поощрение — такие пять ключей предлагаются московским организациям, работающим с волонтёрами.

Одинцовский район. Осенняя красота и активные, достаточно продуктивные тренинги с 9 утра до поздней ночи. Ресурсный центр «Мосволонтёр» Комитета общественных связей города Москвы с 15 по 17 сентября 2017 года провел трёхдневный семинар. Организации самые разные — общеобразовательные школы, которым вменили в обязанность развивать волонтёрскую работу, благотворительные фонды, опекающие людей, попавших в трудные жизненные ситуации, и совсем немного организаций культуры и образования, которые планируют готовить добровольцев к культурно-образовательной деятельности и нуждаются в волонтёрской менеджерской помощи.

Вместе с полезными и отработанными техниками странные формальные практики, например, волонтёрские книжки, которые, с одной стороны, делают работу волонтёра вроде бы уже и не бескорыстной, а с другой стороны, пока не предполагают для волонтёра почти никаких реальных благ. Но общение участников после семинара очень активно, и эта активность только разрастается. Может вырасти что-то полезное.

Для кого: для волонтёров и тех, кто нуждается в волонтёрской помощи.
Когда: постоянно.
Сайт.

Опыт 4. Социокультурная просветительская программа «Сказочный мир».

18 сентября в помещении Союза женщин России камерный музыкальный театр Эль Арт провёл презентацию ресурсного центра в рамках социокультурной просветительской программы «Сказочный мир». Художественный руководитель театра и автор программы Элеонора Шумилова рассказала о пятилетнем опыте проведения Всероссийского театрального фестиваля спектаклей малых форм, адресованных детям. Социальная задача программы — выбрать качественные спектакли и выявить коллективы, которые могут приезжать в гости к детям, не имеющим возможности пойти в театр. Камерные спектакли должны иметь возможность приехать в больницу, интернат закрытого типа, в приют, в колонию.

Программа предполагает также обучение социальных работников и сотрудников театров основам театральной педагогики. Свою задачу авторы программы видят в том, чтобы через театр приобщить детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, к искусству, культуре, чтению.

Участники встречи договорились сообща пополнять образовательный ресурс программы и встречаться для обмена опытом один раз в квартал.

Для кого: для социальных работников и сотрудником камерных театральных команд.
Где: Союз женщин России, Глинищевский переулок, д. 6.
Когда: в течение года.
Сайт.

Опыт 5. Открыт сезон в Московском областном ТЮЗе.

Открытие сезона случилось, собственно, 30 августа, но будем считать это сентябрьским событием: премьерный спектакль «Винни-Пух» в постановке Юрия Алесина несколько раз прошёл и в сентябре.

Спектакль «Винни-Пух», где все герои — участники джазового ансамбля и одновременно большие мягкие игрушки. Тут на роскошном Дубе-стародубе поспевают вместо желудей электрические лампочки, а Кристофер Робин — настоящий мальчик, который завтра уходит из детской в школу. Здесь дорога из сказочного леса в серые будни и обратно для героев и для зрителей проходит через нору под корнями и через высокое дупло.

Открытие сезона, который обещает зрителям «ветер перемен» (словами культовой песенки самого популярного спектакля этого театра «Леди совершенство»): открытие зрительского клуба, обсуждения спектаклей, семинары для педагогов.

Для кого: для детей и взрослых, которым интересно общение с театром.
Где: МогТЮЗ.
Когда: весь театральный сезон.
Сайт.

Опыт 6. Премьерный показ спектакля «Спасти Супербелку!» в ЦДР.

Маленькая театральная команда в Центре режиссуры и драматургии поставила спектакль «Спасти Супербелку» по повести Кейт Ди Камилло «Флора и Одиссей» (в переводе Ольги Варшавер). Первый показ сезона состоялся 16 сентября.

Спектакль неожиданный — сделан как комикс, где картинки и тексты проецируются на декорации, а артисты становятся их живой частью. Художники-мультипликаторы сидят прямо тут, на сцене, и на наших глазах складывают из бумаги какие-то удивительные пазлы, которые тут же возникают на сцене. Не совсем театр, не совсем мультипликация, не совсем книжка, но что-то очень обаятельное. А ещё это история про книжки! Про то, как мама хочет, чтобы дочь читала классику, сама пишет любовные романы. А дочь читает комиксы и руководствуется ими в своей непростой подростковой жизни. Но это, конечно, и про отношения детей и родителей. Без соплей, легко, но в то же время честно и серьёзно.

Для кого: для младших подростков, для родителей, для учителей, которые не боятся живой жизни и современного искусства.
Где: в ЦДР на станции метро «Сокол».
Когда: весь сезон, согласно репертуару театра.
Страничка спектакля.

Опыт 7. Семинар «Учимся обсуждать спектакли» от АНО «Пролог» Московского общественного центра театральной педагогики и Детского музея «Дом семейных традиций».

Со 2 по 6 сентября проходила первая сессия семинара, посвящённого искусству обсуждать спектакли с юными зрителями. К семинару могли и могут присоединиться все, кому интересная тема, и кто готов отдать некоторое количество своего времени, чтобы овладеть несколькими техниками обсуждений: «шапка вопросов», «блиц-интервью», «обсуждение-рисование», «обсуждение через игру и тренинг», «безоценочное обсуждение», «контекстное обсуждение». Тренеры — Александра Никитина, Юлия Рыбакова, Татьяна Климова, Михаил Быков. Эксперты — Ольга Шевнина, Ольга Андрейкина.

Для кого: для взрослых, которым интересно, что думают их дети об искусстве.
Где: в Детском музее «Дом семейных традиций» и на других площадках.
Когда: весь театральный сезон.
Источник.

поделиться

Похожие новости