Подразделения
23 Сентября, 2021
Реализация принципа соучастия в образовательной практике
Образование
Дошкольное образование

Какими компетенциями должен владеть педагог для создания условий для соучастия? С чем связаны возможности и ограничения реализации принципа соучастия в образовательной практике? Как реализовать этот принцип в дошкольном образовании, не подменив его имитацией соучастия? Ответам на эти вопросы посвящена статья сотрудников лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяны Ле-ван и Анны Якшиной, опубликованная в номере 4, 2021 журнала «Современное дошкольное образование».

Воспринимая ребенка лишь объектом педагогического воздействия, мы лишаем его возможности быть услышанным. До сих пор считается, что если дать детям право принимать решения, то они своим поведением будут нарушать права других людей или это станет для них непомерной нагрузкой. Тем не менее, соучастие – важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. Именно благодаря ему повышается общее благополучие детей, их удовлетворенность школой и детским садом. Особое значение соучастие и учет детских интересов имеют для развития детской субъектности и обеспечения пространства детской реализации, для умения строить диалог и сотрудничать. Все это приводит исследователей и практиков из разных областей к убеждению, что в современном мире важно не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе.

Авторы статьи проанализировали 19 исследований и проектов с точки зрения возможностей и ограничений реализации принципа соучастия в образовательной практике. «Принцип соучастия предполагает, в первую очередь, трансформацию отношений между педагогом и детьми в сторону партнерства и сотрудничества, а также интегрированность в уклад организации, согласованность, неформальность, регулярность и инклюзивность», – подчеркнули Татьяна Ле-ван и Анна Якшина. Они также уделили внимание тому, как сами педагоги понимают принцип соучастия, а также классифицировали компетенции, необходимые для создания базовых условий для соучастия и для осуществления влияния детей на принятие решений. Итогом такой работы стала формулировка рекомендаций по набору необходимых компетенций для обучения дошкольных педагогов и команд детских садов.

Подробнее об этом читайте в статье «Реализация принципа соучастия в образовательной практике: обзор современных исследований и проектов по развитию профессиональных компетенций педагога».

поделиться

Похожие новости