Подразделения
20 Марта, 2019
Профилактика нарушений осанки школьников: взгляд педагога
Образование
Школа

Исследование, проведенное заведующей лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ Ириной Рябовой, показало, что московские учителя хотят приобрести знания и практические навыки организации профилактики и коррекции нарушений осанки у детей.

В конце февраля 2019 года состоялось заседание Ученого совета ИСП МГПУ, на котором Ирина Викторовна выступила с докладом на тему: «Профилактика нарушений осанки школьников: взгляд педагога». Исследование показало, что в последние десятилетия зафиксировано увеличение распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний в процессе школьного обучения. Данные официальной статистики и проведённые исследования данной проблемы дают неутешительные прогнозы: число здоровых детей от первого класса к одиннадцатому уменьшается. Так, рост частоты встречаемости у школьников функциональных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) вывел их на 1-е и 3-е места соответственно. Самая распространенная форма – нарушение осанки (сколиоз). Это имеет не только серьёзные медицинские, но и социальные последствия: болевые ощущения, нарушение функций внутренних органов, ограничение в выборе профессии, инвалидность.

Несмотря на такие неблагоприятные данные, до сих пор отсутствуют эффективные профилактические организационные технологии, способные предупредить возникновение и прогрессирование имеющихся нарушений и заболеваний КМС. Именно поэтому профилактика функциональных нарушений на базе образовательных учреждений является наиболее перспективным направлением улучшения состояния здоровья детей. Преимуществом такой формы работы является неразрывность учебного и оздоровительного процессов, а также непосредственное участие педагогов в охране здоровья школьников.

Целью своего исследования Ирина Викторовна поставила изучение осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки обучающихся, а также выявление образовательных запросов учителей на обучение навыкам организации такой работы.

Для этого был проведён опрос, в котором приняли участие 348 педагогов из 18 образовательных комплексов города Москвы. Большинство педагогов ответили, что следят за осанкой учащихся и знают об основных причинах, вызывающих ее нарушение (85,5%), однако лишь единицы педагогов верно перечислили факторы, оказывающие влияние на нарушение осанки. Только 35,8% педагогов проводят работу по коррекции и профилактике нарушений осанки на регулярной основе (респонденты ссылались на отсутствие времени, отсутствие специальных знаний).

Тем не менее, отвечая на вопрос о необходимости получения дополнительных знаний и навыков для профилактики заболеваний КМС, 75% учителей отметили, что хотят получить информацию по вопросу профилактики нарушений осанки, 70% учителей желали бы приобрести знания и практические навыки правильной организации профилактики и коррекции нарушений осанки у детей (в рамках ДПО). 86,4% учителей имеют потребность в методических рекомендациях и в наглядных пособиях для такой работы.

Таким образом, результаты исследования Ирины Рябовой позволили сделать вывод, что педагоги нуждаются в научно-методическом сопровождении по вопросам организации профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников. Это в очередной раз подтверждает необходимость разработки и внедрения в процесс обучения комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников, начиная с теоретических знаний и заканчивая конкретными практическими методиками.

поделиться

Похожие новости