Подразделения
07 Апреля, 2021
Проблемы исследования и развития игры: итоги первого семинара
Образование
Международная деятельность
Семинары
Дошкольное образование

30 марта 2021 года в Московском городском педагогическом университете прошел первый семинар «Проблемы исследования и развития игры», организованный Лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

В семинаре приняли участие Елена Трифонова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, Ирина Рябкова, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, Элли Сингер и Дориан Де Хаан (Нидерланды), Ингрид Прамлинг-Самуэльссон и Йонны Ларссон (Швеция), сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Анна Якшина, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван и Игорь Шиян. Также в семинаре участвовали магистранты МГПУ, МПГУ, МГППУ и дошкольные педагоги, разделяющие ценность поддержки подлинной детской игры, из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Шуи, Томска и других городов.

Идея создания семинара возникла после симпозиума «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» на конференции ЕССЕ–2020. Симпозиум показал неподдельный профессиональный интерес педагогов к игре и желание продолжать обсуждение.

Цель семинара — собрать исследователей и практиков, которые увлечены игрой и признают ее ценность, которые разделяют культурно-исторический подход к пониманию игры. В этом профессиональном сообществе участники планируют обсуждать методологические вопросы, результаты исследований и планировать новое сотрудничество.

На первом семинаре Елена Трифонова предложила вниманию слушателей доклад «Игра с позиций культурно-исторической психологии». Исследование спикера показало, что исторический контекст меняет взгляды на игру, что существуют закономерности и цикличность подобных изменений. Социальный контекст (законы, стандарты образования, понимание места ребенка в обществе) определяет и отношение к игре. Если меняется представление о месте ребенка в обществе, меняются и взгляды на роль взрослого в сопровождении игры. Эта роль может быть директивной, организующей детскую игру по своему сценарию, или партнерской — предполагающей уважение и признание ценности детского замысла.

Также Елена Трифонова подчеркнула, что низкий уровень игры современных детей может быть связан с исчезновением идеальной формы игры, разрушением разновозрастных сообществ детей, нехваткой времени на игру, особенностями предметно-пространственной среды в детском саду. Вместе с тем, спикер отметила: «Игра начинает «возвращаться» в детские сады». Это именно возвращение, а не появление из ниоткуда, и современный социокультурный контекст влияет на этот процесс. По словам Елены Трифоновой, получают развитие идеи о детской игре, изложенные в трудах советских педагогов Евгения Шулешко и Елены Кравцовой.

Элли Сингер отметила, что опыт самоизоляции позволил по-новому осмыслить ценность детской игры и условия для ее поддержки: «Многие дети были вынуждены оставаться дома. Так как родители тоже были дома и работали дистанционно, им было очень сложно! Родители увидели, что их детям нужны сверстники, друзья. Детям нужно играть, невозможно их контролировать весь день. И этот новый для всех опыт нуждается в осмыслении и обсуждении, и, безусловно, повлияет на дошкольное образование после пандемии».

Участники семинара также обсудили идеальную форму игры, методы ее изучения и роль взрослого, сопровождающего игру.

поделиться

Похожие новости