Подразделения
26 Апреля, 2021

Очередная встреча в рамках семинара по деятельностному подходу

Университет
Образование
Семинары

14 апреля 2021 года состоялась очередная встреча в рамках семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». Впервые в этом году участники семинара встретились в здании университета, чтобы обсудить исследования профессиональных дефицитов начинающих учителей и лакун естественно-научного образования.

В первой части заседания Анастасия Белолуцкая, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ, представила сообщение о результатах исследования профессиональных дефицитов молодых специалистов (выпускников педагогического вуза), работающих в школе. Результаты проведенного анкетирования показали, что 47 % молодых педагогов испытывают наибольшие трудности при организации групповой работы в классе, а целенаправленно организовать групповую работу и дискуссию на занятиях стремятся не более 38 % респондентов. Основную причину этого молодые педагоги видят в своем неумении формулировать проблемные вопросы и модерировать (поддерживать и направлять) зарождающуюся дискуссию.

Более опытные педагоги также обратили внимание на этот дефицит у их молодых коллег. Они считают, что для организации долговременной дискуссии в группах учителю необходимо хорошо понимать логику разворачивания предметного содержания. При этом запрос на формирование навыков организации групповой работы не является самым востребованным. Больше всего молодые педагоги хотели бы научиться подбирать задачи, которые позволили бы всем ученикам усвоить материал. Данные опроса показали следующее: молодые педагоги считают, что активно используют в своей работе дифференцированное обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, формирующие оценивание и построение индивидуальных образовательных траекторий, однако это очень затруднительно без использования дискуссионной и групповой форм работы. Все эти данные говорят о непонимании молодыми педагогами сути многих образовательных технологий, отсутствии стремления к развитию компетенций по формированию функциональной грамотности.

Сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир ЛьвовскийАлександр МалинЕлена Ушакова, а также Мария Янишевская, старший научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, и Елена Чудинова, сотрудник Психологического института РАО, рассказали о лакунах естественно-научного образования. В данном исследовании принимали участие студенты Института естествознания и спортивных технологий МГПУ. Они выполняли задания, связанные с ключевыми понятиями биологии, географии, физики, химии. Авторы заданий прокомментировали задания и полученные результаты, которые позволяют выявить лакуны естественно-научного образования студентов. Елена Чудинова рассказала о том, что и вчерашние выпускники школ, и опытные педагоги испытывают наибольшие трудности в ответах на вопросы, которые подразумевают построение модели и выделение существенных признаков явлений.

Елена Высоцкая, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, представила совместный со Светланой Хребтовой, преподавателем Московского педагогического государственного университета, доклад о некоторых дефицитах базовых предметных компетенций выпускников бакалавриата педагогического вуза. Анализ результатов исследования показал, что итоги вузовской подготовки учителей химии не обнаруживают приращения в овладении функциональным назначением базовых химических понятий. Это, по мнению спикера, говорит о провале школьных методик преподавания, когда учителя подменяют усвоение предмета усвоением специфических навыков, не имеющих отношения к функциональному содержанию понятия.

«Переход к решению содержательно более сложных учебных задач в вузе закрепляет у студентов сложившийся формализм употребления базовых химических понятий. Тем самым «эстафета» традиционно-методического ограничения содержания преподавания этого предмета в школе продолжается», — подытожила Елена Высоцкая.

Отдельного внимания заслуживает ремарка Галины Цукерман к докладу Анастасии Белолуцкой. Спикер отметила: «Все, что было сказано о групповой работе и интересных цифрах, касающихся усвоения конкретных предметов, говорит о том, что молодые педагоги не знакомы с деятельностным образованием. Как следствие, они не осознают, что овладение содержанием любого понятия невозможно без деятельностного подхода и, на определенном этапе, — совместной деятельности. Приведенные данные по отдельным предметам лишь подтверждают это».

Анастасия Белолуцкая поделилась реакцией педагогов на представленные им цифры. Они увидели путь решения проблем в том, чтобы заложить групповой формат подачи материала в ГИА или как альтернативный вариант ввести в школе должность специалиста, который будет вне содержания предмета учить школьников навыкам работы в группе. Со своей стороны, Анастасия Кирилловна оставила открытым вопрос: более ли грамотная организация групповой работы повлияет на изменение содержания образования или наоборот?

По представленным на семинаре темам велась оживленная дискуссия. По каждому сообщению высказали свои суждения и руководители семинара — ректор МГПУ Игорь Реморенко и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. Они обозначили перспективы дальнейших исследований по данным тематикам.

Материалы семинара можно посмотреть по ссылке.

Видеозапись семинара по ссылке

 


поделиться

Похожие новости