Подразделения
03 Апреля, 2019
Хоумскулинг: история вопроса, мифы, методики обучения
Образование
Школа

О том, кто такой хоумскулер, можно легко догадаться. Ведь это английское слово образовано сочетанием слов home (дом) и school (школа). Таким образом, хоумскулерами называют и детей, и родителей, приветствующих образование в домашних условиях. Но, несмотря на простоту и ясность этого термина, само явление семейного образования на много сложнее и многограннее. Сотрудники Московского городского педагогического университета решили разобраться в том, что же такое хоумскулинг и с чем его едят.

О САМОМ ГЛАВНОМ

В начале стоит отметить, что идея семейного образования имеет глубокие исторические корни, ведь именно семья традиционно является одним из важнейших субъектов образовательной среды. Совместно со школой она участвует в системе образования через создание условий для социального, личностного, культурного, духовного, физического и творческого развития ребёнка. Поэтому неудивительно, что семья стала всё активнее претендовать на право хоумскулинга.

Тем не менее, многие родители, придерживающиеся традиционной школы, не понимают и не принимают семейное образование, считая эту форму обучения непродуктивной и не вполне одобренной с законодательной точки зрения. Давайте раз и навсегда развеем мифы, витающие вокруг этой темы, и усвоим три главных правила:

  • Семейное образование в Российской Федерации является законодательно закрепленной нормой. В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения общего образования наравне с привычным очным.
  • Новый закон также чётко обозначил: процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть самостоятельно родителями. Не стоит путать хоумскулинг с надомным обучением (в официальных документах: «обучение на дому»), необходимым для детей, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. Если при надомном обучении учителя приходят к ученику домой и занимаются с ним по индивидуальному плану, то на семейном образовании педагоги обычно лишь раз в год аттестуют обучающегося.
  • Семейное образование общедоступно. Для всех. В любой момент. Для перехода на хоумскулинг не нужно иметь какое-либо основание или веское доказательство. Достаточно одного желания. Кстати, вернуться к школьным занятиям можно точно также по решению семьи.

ЧТО ЕЩЁ НУЖНО ЗНАТЬ О ХОУМСКУЛИНГЕ?

Итак, после того, как родители приняли решение не сажать своего ребёнка за школьную скамью и взять на себя полную ответственность за развитие своего чада, им предстоит выбрать методику обучения.

Чаще всего родители-хоумскулеры выбирают традиционный метод обучения, при котором школьная программа осваивается дома. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5−6 до 1,5−2 учебных часов. При этом программа усваивается ребенком гораздо лучше, оставляя при этом массу свободного времени для посещения кружков, спортивных секций, изучения дополнительных иностранных языков, музыкального образования.

Существует также подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин: истории, географии, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такие тематические занятия могут легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на интересном ему объекте. Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом: история — рыцарство как сословие, рыцарские ордена; география — завоевания во времена Крестовых походов; литература — рыцарский роман и поэзия; живопись — изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков; архитектура — рыцарский замок и т. п.

Известен и метод Шарлотты Мейсон, основанный на воспитании и обучении детей через любовь к природе, книгам и искусству. Ребёнку предоставляется возможность читать «живые книги» вместо учебников, познавать природу через прогулки и наблюдения, знакомиться с шедеврами искусства, посещая музеи.

Интересна альтернативная образовательная методика, основывающаяся на вальдорфской педагогике. Обучение в ней проходит по принципу «желания»: ребёнка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора. Её основатель, Рудольф Штайнер, считал, что дети обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы, поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Такие логические предметы изменяют их сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Многие родители-хоумскулеры выбирают и так называемый эклектический подход, который сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития. Так, математику и физику можно изучать по школьной программе, музыку и искусство — по методу Шарлотты Мейсон, а анскулинг хорошо применять, например, к географии и истории — по мере возникновения интереса у ребенка.

Однако бывают ситуации, когда «несистемные» родители, переведя своего ребёнка на хоумскулинг, отходят от него и выбирают анскулинг или «необучение». Здесь, в отличие от хоумскулинга, не должно быть вообще никакой системы образования — только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, ребёнок по своей воле обращается к следующей теме. Познавательный процесс при этом происходит в комфортном для ученика темпе, при полном отсутствии давления со стороны взрослых. Родители в этом процессе выступают не как учителя, а как помощники, обеспечивая своё чадо всем необходимым для его познавательной деятельности.

Существует также радикальное движение анскулинга, именуемое нонскулингом. При нём родители дают своим детям свободу изучать то, что им интересно, и не ставят ограничений в других аспектах жизни. Это значит, что дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры или смотреть телевизор, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать. Как утверждают приверженцы такой воспитательной системы, дети, сами принимающие подобные решения, вырастают более счастливыми и свободными.

ЧТО В ИТОГЕ?

Основными аргументами родителей, выступающих за семейное образование, являются не только несовершенство современной школьной системы: перегруженность детей (отсутствие свободного времени для развития своих способностей), отсутствие индивидуального подхода к ребенку, авторитарная оценочная система в школах, — но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир.

Кроме того, родители хоумскулеров отметили, что такая форма образования даёт им возможность растягивать процесс обучения или, наоборот, проходить программу нескольких классов за один год, учить ребёнка рассчитывать только на себя и только на свои знания, более углубленно изучать интересующие детей предметы, ограждать детей от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).

Опытные родители-хоумскулеры уверяют, что зачастую дети, получающие семейное образование, в разы быстрее и увлекательнее проходят школьную программу. При этом у начинающих хоумскулеров одним из самых актуальных остаются вопросы, насколько далеко в школьную программу сможет углубиться сам родитель и где та черта, за которой он просто не сможет быть проводником знаний для своего ребенка в силу сложности программы старших классов.

Так или иначе, вопрос быть или не быть хоумскулингу именно в вашей семье, как правило, решается коллегиально и взвешенно. Хоумскулинг — это всегда индивидуальный и осознанный путь, путь проб и ошибок, в котором родитель берёт на себя ответственность быть не диктатором, а проводником, помощником и мотиватором для собственного ребёнка.

Узнать больше о хоумскулинге можно в первом выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты», а также в монографии«Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект», которые были подготовлены специалистами Института системных проектов Московского городского педагогического университета:

Романова Е., Овчаренко Л. Семейное образование: за и против // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. — С. 121−137. — (вып.1).

Романова Е.С. Вачкова С.Н., Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: проблемные вопросы // Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект: коллективная монография / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Изд-во Экон-Информ, 2018. — с. 117−142.

Впервые статья была опубликована 7 марта 2019 года на образовательном портале ActivityEdu.

поделиться

Похожие новости