Подразделения
03 Сентября, 2019
Итоги конференции «Большие данные в образовании»
Образование
Международная деятельность
Конференции

29-31 августа 2019 года в рамках масштабного столичного международного форума «Город образования» Московский городской педагогический университет провел международную конференцию «Большие данные в образовании». О том, как это было, читайте далее!

Первым крупным событием мероприятия стала дискуссия «Интеллектуальный анализ данных как основа для эффективного управления». Её модератором стал Василий Буров, соучредитель АНО «Информационная культура», а спикеры поделились лучшими практиками извлечения, анализа и использования данных для принятия эффективных управленческих решений:

  • Андрей Фадеев, директор по стратегическим коммуникациям АО «Крибрум», выступил с докладом на тему: «Большие данные социальных медиа», в котором рассказал о последних тенденциях развития социальных сетей и об особенностях поведения в них пользователей;
  • Роман Куприянов, заместитель начальника Управления информационных технологий МГПУ, рассказал, как использовать базы данных для анализа и прогнозирования успеваемости студентов и какие преимущества получат от этого сами учащиеся;
  • Михаил Рудковский, директор управления платежных сервисов Московского банка ПАО Сбербанк, объяснил, почему большие данные имеют высокую ценность и отметил, что продукты, не учитывающие интересы и потребности клиента, бесполезны.

30 августа состоялась панельная дискуссия «Большие данные в образовании: миф или реальность?». Модератор мероприятия Борис Ярмахов, исполнительный директор Национального общества технологий в образовании, предложил его участникам обсудить организацию репозиториев цифровых учебных объектов.

  • Клоос Карлос Дельгадо, профессор Мадридского университета имени Карлоса III, констатировал, что будущее — это смешанная реальность, а также показал на примерах, как эволюционирует образование и какую роль в этом процессе играет развитие информационных технологий.
  • Марианна Лебедева, директор ГАОУ ДПО «ТемоЦентр», рассказала о Московской электронной школе не только как библиотеке электронных материалов для проведения уроков, но и как крупнейшей системе, объединяющей сразу несколько сервисов для системы образования. Марианна Владимировна также обратила внимание, что обучение школьников работе с большими данными является важной задачей московского образования.
  • Артём Ермолаев, соучредитель и руководитель АНО «Умные города», профессор практики Высшей школы экономики, выступил с докладом, в котором заключил, что работа с большими данными позволяет понимать, что действительно нужно современному ребёнку, и строить новые алгоритмы для рекомендательных прогнозов.
  • Наталья Чеботарь, директор по стратегии проекта «Яндекс.Учебник», рассказала об исследовании с участием 600 тысяч детей, которое показало, что дизайн задачи влияет на её сложность, а самые трудные задачи для учеников – с текстовым условием, а также с необходимостью построения моделей. «С детьми надо много читать и разговаривать!», — заключила Наталья.
  • Алексей Семенов, директор Института образовательной информатики федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, резюмировал, что большие данные помогают давать обучающимся качественную обратную связь.
  • Игорь Реморенко, ректор МГПУ, рассказал о проекте «Цифровая среда», проводимом Институтом цифрового образования МГПУ, и пригласил участников на его мероприятия. Проект посвящен самым актуальным темам, связанным с цифровыми технологиями и их внедрением в образовательную среду.

В этот же день прошла ещё одна крупная дискуссия под названием «Маленькие хозяева Больших данных», в которой данные рассматривались как один из инструментов, помогающих учащимся понимать окружающую действительность и эффективнее выстраивать собственное поведение. Модератором панельной дискуссии стал Евгений Патаракин, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.

  • Март Лаанпере, старший научный сотрудник Центра образовательных технологий Таллиннского университета, представил концепцию смарт-школы: органичное сочетание Интернета вещей, учебной аналитики и обучения на основе запросов.
  • Борис Беренфельд, президент и генеральный директор Международной лаборатории инновационных образовательных технологий, поделился опытом проведения 10-летнего сетевого проекта «Кислотные дожди» National Geographic Kids Network с участием 250 000 школьников, в котором дети из разных стран не просто собирали информацию, а совместно анализировали и обобщали её. Необходимость интеграции школы в пересечение технологических и педагогических инноваций, а также потребность во внедрении лабораторных работ нового типа, основанных на агрегации данных большого количества участников со всего мира, стала выводом проделанной работы.
  • Татьяна Крупа, сооснователь и президент компании «ГлобалЛаб», высказала важную мысль о том, что изучать большие данные школьникам нужно не ради их знания, а ради их применения в реальной жизни.
  • Сухас Парандекар, старший экономист Всемирного банка, представил книгу «Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке» (в соавторстве с сотрудником МГПУ Евгением Патаракиным и Гульшан Яйла).

30 августа прошла также дискуссия «Анализ видео и изображений при помощи технологий машинного обучения», в ходе которой были рассмотрены общие методы и практики по анализу видео и изображений, анализ эмоций при помощи когнитивных сервисов, а также анализ вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Модератором мероприятия стал Руслан Сулейманов, начальник Управления информационных технологий МГПУ.

  • Владимир Соловьёв, руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета, представил интеллектуальную систему мониторинга вовлеченности студентов на основе анализа видеопотоков из аудиторий. Благодаря этой разработке преподаватели и руководство могут получать данные о вовлеченности обучающихся на занятиях, в том числе в динамике.
  • Полина Никулина, специалист по визуальной аналитике Университета Сиднея, поделилась планами по использованию больших данных для прогнозирования успеваемости студентов.
  • Динар Гарипов, эксперт по решениям в образовании Microsoft, рассказал о когнитивных сервисах как источниках больших данных в образовании.
  • Елена Юркина, эксперт по развитию человеческого капитала, методист-разработчик игрового симулятора GT-R, рассказала о структуре видеоанализа эмоциональных состояний команды в компьютерной игре. На основе исходных видеоданных и их последующей обработки можно узнать об эмоциях каждого участника игры и команды в целом. Сбор и анализ данных строится согласно классической базовой модели эмоций Пола Экмана.

Завершающим мероприятием конференции стал двухдневный хакатон «EDMHack», задачей которого было создание сервиса (мобильное приложение, сайт, веб-приложение и др.) для решения задач в сфере образования. Благодаря инициативности, самостоятельности и предприимчивости студентов Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, Института цифрового образования, Финансового университета при Правительстве РФ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова, хакатон стал настоящим фестивалем идей и свежих решений! Участники приобрели незаменимый опыт, получили хороший заряд на дальнейшую работу, а также были награждены памятными призами и денежными сертификатами от партнеров мероприятия.


поделиться

Похожие новости