Подразделения
26 Апреля, 2018

Институт системных проектов на Московском международном салоне образования — 2018

Образование
Люди МГПУ

С 18 по 21 апреля 2018 года на ВДНХ прошел Московский международный салон образования. Это мероприятие ежегодно становится центром притяжения для большого круга специалистов сферы образования: руководителей, педагогов, методистов, а также для студентов, абитуриентов, школьников и их родителей.

Институт системных проектов МГПУ также внес свой вклад в программу мероприятий Салона. Так, сотрудники лаборатории развития ребенка приняли участие в 10 различных мероприятиях, проходивших в рамках кластера Дошкольного образования.

На секции «Что такое новое качество дошкольного образования и можно ли его оценить?» Игорь Шиян, заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторий и Татьяна Ле-ван, старший научный сотрудник лаборатории представили результаты лонгитюдного исследования качества дошкольного образования в 2016 и 2017 годах. Специалисты лаборатории отметили положительную динамику результатов и развитие систем качества дошкольного образования в регионах — участниках исследования. Продолжая разговор о подходах к оценке качества дошкольного образования, в ходе дискуссии «Предметно-пространственная среда — «третий воспитатель?» Елена Воробьева, старший научный сотрудник лаборатории, эксперты и педагоги дошкольного образования обсудили значимость предметной среды для развития дошкольников и инструмент ECERS-R, позволяющий оценить качество среды в детских садах. Также на ММСО-2018 магистрантами МГПУ был представлен проект «Превращения», который посвящен развитию диалектического мышления у дошкольников. В заключительный день работы Салона было проведено два мероприятия, ориентированных не только на профессиональное сообщество, но и на родителей детей дошкольного возраста. Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории и Лариса Логинова, эксперт лаборатории провели мастер-класс на тему «Что такое «хороший» детский сад?». Ключевой тезис мастер-класса: «Хороший детский сад стремится сделать родителя своим единомышленником и понимает ценность ребенка». Татьяна Ле-ван, старший научный сотрудник лаборатории, Ольга Холодова, младший научный сотрудник лаборатории и Анна Якшина, эксперт лаборатории подчеркнули значимость городских детских площадок и поговорили с родителями об их образовательном потенциале.

Лаборатория компетентностных практик образования приняла участие сразу в двух масштабных мероприятиях. На круглом столе, проходящем в рамках кластера «Повестка Минобрнауки России», на тему: «Создание и развитие деятельности региональных центров выявления и поддержки одарённых детей» Александр Попов, заведующий лабораторией, принял участие в мероприятии в качестве спикера. Целью круглого стола стало обсуждение опыта создания и работы региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, определение роли данных центров в формировании эффективных моделей взаимодействия по продвижению талантов в рамках стратегий регионального развития, а его результаты стали важным вкладом в разработку межведомственной программы работы с одаренными детьми. В рамках кластера «Дополнительное образование» лаборатория приняла участие в панельной дискуссии на тему: «Комплексная модель неформального образования». Модератором мероприятия стал Александр Попов, а одним из спикеров дискуссии стал его коллега — заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Владимир Львовский. В рамках мероприятия были представлены российские практики неформального образования, а также определены барьеры, препятствующие их развитию. Итогом обсуждения стало принятие решения о создании «Атласа практик неформального образования».

Лаборатория проектирования деятельностного содержания образования, как уже было сказано, приняла участие в панельной дискуссии, организованной Александром Поповым. Владимир Львовский высказал несколько тезисов: по его мнению, самое неформальное образование — это система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, потому что она нацелена на борьбу с формализмом в знаниях, важная часть неформального образования — это семейное образование, где есть шанс опробовать новые образовательные модели, в частности, иное распределение труда. В обществе назрела «переоценка ценностей»: в ближайшем будущем будут котироваться не только формальные дипломы, но и достижения, полученные в неформальном образовании, но это станет возможным лишь при уменьшении контроля со стороны государства. Лаборатория также приняла участие в разборе кейса «Развитие навыков 21 века в цифровых средах» в рамках кластера «Дополнительное образование». Евгений Патаракин, ведущий научный сотрудник лаборатории, выступал с темой «Учащийся — исследователь больших данных», говоря о том, что одна из задач образования состоит в том, чтобы готовить учеников, которых трудно будет ввести в заблуждение медиа-объектами, большими данными и их визуализацией. «Лучший способ такой подготовки, — считает Евгений Патаракин, — состоит в том, чтобы дать ученику самому побыть в роли создателя медиа-объектов и исследователя больших данных.

Подводя итоги работы на Московском международном салоне образования, важно сказать, что все мероприятия прошли интересно и несомненно принесли массу не только теоретической, но и практической пользы для всех участников мероприятий.

поделиться

Похожие новости