Подразделения
28 Декабря, 2020
Евгений Крашенинников о важности развивающего диалога
Образование
Люди МГПУ
Семинары

18 декабря 2020 года ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников провел вебинар на тему «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей». Автор представил концепцию развития диалектического мышления Николая Вераксы, в рамках которой предлагается использовать особую форму диалога, возникающую между ребенком и взрослым.

Есть качества личности, которые способны развиться естественным путем, а есть те, формирование которых нуждается в специальных усилиях. Но среди многих важных качеств, которыми должна обладать зрелая личность и которые мы бы хотели развить в ребенке, есть одно, отсутствие которого обесценивает самые, казалось бы, прекрасные черты характера. Это — способность к мышлению. Обыденное сознание часто путает с мышлением то, что им не является. Например, хорошую память, восприятие, эмоции. Однако мышление появляется только там, где есть анализ, синтез, планирование, рефлексия. Оно подразумевает решение задачи, вовсе не обязательно математической. «Поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет», — полагает автор. Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Как же развивать эту важную способность в дошкольнике? Чтобы ответить на этот вопрос, Евгений Крашенинников вводит понятие развивающего диалога — взаимно интересной коммуникации ребенка и взрослого, когда они вместе ищут ответ на важный для каждого из них вопрос, пока остающийся без ответа. Это уравнивает собеседников, несмотря на разницу в возрасте и опыте. «Развивающий диалог важен в равной степени и для ребенка, и для взрослого, — утверждает автор. — «Ребенок может предложить такие версии, ходы, пути развития мысли, о которых мы бы без него не догадались».

Идеальные вопросы для развивающего диалога — философские. Они вовсе не обязательно предполагают сложные научные термины, но всегда — попытку разобраться в глубинных смыслах происходящего с нами. Вопросы, на которые при таком подходе ищет ответ маленький ребенок, могут обманчиво показаться простыми. Как нарисовать машину в движении? Как найти на детской фотографии маму среди ее подруг? Если человек сидит в самолете, он движется или нет?

На самом деле это подводит ребенка к пониманию, что движение, развитие предполагает работу с противоречием. Ребенок оказывается погружен в ситуацию противоречия: в рисунке, в способе деятельности, в игре, в обсуждении. Оно оказывается здесь ключевым понятием, потому что программа Евгения Крашенниникова направлена на развитие не просто мышления, а мышления диалектического. Того, что примеряет противоположности, существующие в явлениях, предметах, людях. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, развития, создания нового. Оно является стержневым для ребенка, но теряется, если с ним не работать. Чтобы этого не произошло, Евгением Крашенинниковым и Ольгой Холодовой была написана книга «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей», которая предлагает понятно и последовательно изложенную программу по развитию диалектического мышления.

поделиться

Похожие новости