Подразделения
15 Апреля, 2020

Анастасия Белолуцкая на радио «Эхо Москвы»

Образование
СМИ
Люди МГПУ

12 апреля 2020 года ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук Анастасия Белолуцкая стала гостем программы «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы».

Анастасия поделилась своим мнением о действительно злободневной сейчас теме: «Дистанционное обучение: как оно проходит сегодня и что будет завтра».

«Когда только случился переход на дистанционное обучение, Интернет переполнился отрицательными высказываниями в адрес учительного сообщества из-за того, что очень большая масса людей увидела вот этот весь процесс «сбивчивого» преподавания. Но нужно понимать: то, что сейчас происходит — это вынужденная антикризисная мера. Никто ничего не продумывал, никто ничего не готовил. Более того, надо отдавать себе отчёт, что все педагоги подошли к этому моменту с очень разным опытом и разной ресурсной базой. У кого-то был опыт онлайн-обучения, ведения вебинаров. У кого-то его не было. Вот эти все прекрасные истории по поводу того, что маленькие дети учителя, которые находятся на самоизоляции вместе с ним пролили чай на ноутбук, и все остались без уроков истории — да, это жизнь. Происходящее сейчас очень далеко от того, что есть хорошего в онлайн-обучении. Я бы это назвала вынужденным дистанционным преподаванием. Если это правильно называть, к этому будет и какое-то корректное отношение. Такой сценарий никто не выбирал, никто так не хотел. И поэтому сейчас «добивать» делающих и так все, что возможно, педагогов, действительно неуместно». (00:00 – 03:08)

Анастасия отметила сложность сложившейся ситуации для педагогов и с психологической точки зрения: «У нас же не только в образовании такая непредвиденная ситуация, у нас глобальный кризис. Мировой. Многосторонний. Он затрагивает разные стороны жизни. Поэтому все человечество вынужденно справляется с шоком. Психика круглые сутки работает, чтобы переработать шок, как минимум, потери привычного образа жизни и какого-то определённого будущего. Для того чтобы психика справилась с этим шоком, ей нужно время. Но его сейчас нет у двух категорий — у врачей и у учителей. Потому что если люди других профессий ушли на удалёнку, и у них есть время на то, чтобы чуть-чуть побыть наедине с собой, то учителя вошли в онлайн и беспрерывно пытаются как-то справляться с ситуацией». (4:43 – 6:08)

Тем не менее онлайн-обучение может быть в разы эффективнее привычного. Однако, чтобы этого достичь, семье необходимо уделять время развитию учебной самостоятельности ребенка, считает сотрудница Института системных проектов: «Если мы говорим про действительно хорошее онлайн-образование, которое подразумевает много самостоятельной работы, то конечно, от ребёнка это требует самодисциплины, саморегуляции, умения выстраивать траекторию своего движения, ставить цели. Поэтому я бы хотела обратить внимание родителей на то, что в современном мире у детей, которые способны к систематическому онлайн-образованию, большие конкурентные преимущества.

Зачем вообще нужен онлайн? Затем, чтобы многие учились лучше. Его основная сильная сторона в том, что он повышает доступность качественного образования. То есть мы ведём ребёнка не туда, где ближе, а туда, где лучше. Чтобы это было не только лозунгом, а стало действительно практикой, важно решение с двух сторон. Во-первых, семьи должны обращать большое внимание на учебную самостоятельность и на самостоятельное целеполагание ребёнка. Во-вторых, нужно обратить внимание на статус дистанционного обучения в системе образования, на некоторые нормативные и финансовые вещи». (22:26 – 25:15)

Анастасия также поделилась своим мнением о том, какие последствия повлечет за собой сложившаяся в образовании ситуация: «Кризис всегда усугубляет уже имеющиеся тенденции. То есть, если учитель уже и так шёл по пути большей диалогичности своего преподавания, большей интерактивности, то его эта ситуация может простимулировать на дальнейшее развитие в этой области. Если человек никогда такого не делал, а сейчас в ситуации стресса обстоятельства заставили его это делать, то потом у него наоборот может быть полный отказ и отрицание. (26:35 – 27:13)

Хотелось бы, чтобы стало иметь место разумное сочетание онлайна и офлайна. Многие страны идут по этому пути, и он очень успешен. Это и есть возможный позитивный исход всей этой ситуации. Глобальный тренд – курс на смешанное обучение». (27:50 – 30:11).

Смотреть полное интервью.


поделиться

Похожие новости